Больше рецензий

2 ноября 2012 г. 16:36

283

4

Стивен Кинг навеки занял определённую и очень скупую на имена авторов нишу в моём сердце: чтение вроде бы для развлечения, но всё же с глубоким смыслом. Хоть ты бей меня, хоть режь, но я буду продолжать утверждать, что он куда глубже, чем кажется. Этакий экзистенциализм и глубины психологии в необычных условиях для самых маленьких.

Старый добрый Стиви страдает-таки многобуквенностью (иногда даже излишней, как мне кажется), поэтому почитать сборник малой прозы было особенно интересно. Сможет ли он ужать своё подробное препарирование характера человеческого в формат рассказа? Зачастую это ему удаётся, иногда — нет, в целом же сборник получился весьма неплохой. Всё строится вокруг знаменитой «Мглы» (которая и не рассказ, кстати, а вполне себе жирненькая повесть). Кинг знает, чем напугать: страшнее всего бояться не за себя, а за своих близких, например, маленьких детей. И вроде бы так всё обыденно: жара, лето, супермаркет, потные усталые люди вокруг, и вдруг случается ОБОЖЕНЕПОЙМИЧТОПАНИКУЮТВСЕ. Нигде от ужасов Кинга не спрячешься: ни под тёплым одеялком, ни в уютной кабинке санузла, ни даже в толпе людей средь бела дня. На город надвигаются результаты экспериментов наших так любимых военных учёных, пожирая всё вокруг. В общем-то, ничего особенного новаторского в сюжете нет, почти как классика про зомби: запертые в супермаркете люди, выйти нельзя, позвать на помощь некого, но делать что-то надо. И в этой действительно экзистенциальной атмосфере кто-то начинает медленно шуршать крышей, кто-то неожиданно из алкаша превращается в супергероя, кто-то вообще сверкает потаёнными гранями собственной души. Такое всегда интересно. Конец повести, впрочем, немного подкачал — не буду спойлерить, но в фильме вышло гораздо лучше и глубже.

А сквозь маленькие рассказы видны сюжеты и страхи из больших романов Кинга. Что его пугает? Замкнутая атмосфера маленьких американских городов, автомобили, пустынные дороги, случайные попутчики, техника всех видов и мастей, одиночество, сумасшествие, но более всего его пугает сам страх. Неплохой рассказ «Долгий джонт», где главным триггером ужаса является вечность, может быть даже Вечность с большой буквы, совсем не та, которую Кай собирал из кусочков льда. Это просто глубокий, дремучий и неизбывный страх перед тем, что человек понять и осознать не может, сводящее с ума чувство собственной ничтожности и потерянности, тем более жуткое, что с ума сходит не какой-то абстрактный белый американец средних лет, а любопытный маленький мальчик, поплатившийся за своё любопытство не просто носом, как Варвара, а рассудком и собственной личностью.
Великолепный рассказ «Искусство выживания». Очень не хочется спойлерить, потому что его надо прочитать абсолютно без спойлеров, тогда эффект будет наиболее ярким. Как далеко может зайти человек в стремлении спасти себя? В какой момент он пересечёт грань? На что он вообще готов пойти, чтобы только выжить? Опыт литературы (и особенно опыт реальной жизни) показывает, что человек запросто пойдёт и на убийство, и на убийство ближнего своего, и на каннибализм, лишь бы спастись. Но что если ты застрял на скалистом пустынном острове с пакетом наркоты и некого убивать и предавать? (Кстати, как вообще такие дикие сюжеты приходят в голову Кингу? Бррр).
«Пока мамы нет дома» — тоже отличный рассказ, где атмосфера выписана до последнего жуткого шороха в занавеске и неожиданного дуновения ветерка. Вроде бы и смешно почитать описание в двух словах «Бабуля увлекалась всю жизнь каким-то сатанинством, а теперь я, испуганный маленький мальчик, остался с ней наедине и паникую», но этот страх старости, неадекватности, неизведанного изображается действительно великолепно. И финал этой душной и мутной истории непонятен и тем более страшен.
В целом, малая проза понравилась мне меньше, нежели проза немалая. Наверное, потому что некоторые сюжеты вызывали скуку, а некоторые, наоборот, хотелось бы увидеть в большем развитии, как, например, историю «Волшебного подарка», где чувак при помощи некоего волшебного механизма мог переделывать мир, сродни фильму «Эффект бабочки». Писал что-то вроде «У меня нет идиота-сын», и тот мгновенно исчезал из жизни вместе с грязными кроссовками, а это исчезновение влияло на окружающий мир (жена становилась на десяток килограммов толще, так как не нервничала постоянно из-за этого раздолбая). Вот эту действительно развлекательную игровую историю было бы любопытно увидеть на паре сотен страничек.
_________________________________________________________________________________
1. В бумажной версии 1996 года, которую я и читала, довольно редкий перевод Рудавина, в сети и печати более распространены другие переводы (не знаю, лучше или хуже), где названия совпадают нечасто.
2. Забавно, что в этом же издании 1996 года на обложке красуется гордое «Ckeleton Crew». О книгоиздание девяностых, ты прекрасно!

Комментарии


Ага, у меня издание 1992 , рассказы узнавала по рецензии, а вот названия другие , ну и сам сборник по- другому называется. Например,у вас " волшебный подарок", а у меня " Компьютер Богов")))). "Искусство выживания" - " Оставшийся в живых"итд


Великолепный рассказ «Искусство выживания»


Да что в нём такого великолепного, я один совершенно искренне не врубаюсь, что ли (


Как будто ты пожрать не любишь, чесслово.


Обожаю. Но рассказ мне показался обычным, предсказуемым чуть ли не до деталей и откровенно дурацким. Ага, вёл он дневник при всём при этом, где исправно записывал детали, и чем ближе к концу, тем больше верится, ага. Of course!


А в тот рассказ, где чувак при нажатии кнопки delete удаляет из жизни жену и сына, ты безоговорочно веришь? о____О


Фокс, ты ведь прекрасно понимаешь, о чём я. Одно дело откровенное фантастическое допущение (единственное, яркое, вокруг которого и строится весь сюжет) и совсем другое - рассказ без такового, претендующий на реалистичность. И я взываю к обычной, человеческой логике, а не к наличию или отсутствию фантастичности.


Мне кажется, что в этом и соль, что он с обгрызанными пальцами на герыче всё равно пишет и цепляется за этот "дневник", как за мостик к благополучному выживанию.


Да это на поверхности, чуть ли не детсадовская какая-то простота. То есть когда ты начинаешь читать этот рассказ, ты понимаешь всё в первые две страницы: к чему идёт дело, чем всё закончится, как он придёт к этому, какой именно фигнёй он начнёт страдать к концу - чем дальше, тем бОльшей. (ох, пытаюсь выразить это без спойлеров ) ) И всё в точности так и оказывается, и ты сидишь такой "ну да, окей, кот бы сомневался, а дальше что?" И да, если бы это всё действительно было бы описано прямо так ПОТРЯСАЮЩЕ, как часто про этот рассказ говорят - то таких вопросов и не возникло бы, но они возникают :( Впрочем, последнее, наверное, чистая вкусовщина или, не знаю, перевод, или ещё что-нибудь, да? :(


А мне вот было непонятно.