Больше рецензий

Vitasya

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 апреля 2021 г. 10:58

652

4 А если это любовь...

Пятнадцатилетняя Ванесса получает стипендию в элитной частной школе, где девочка оказывается оторвана от семьи, без подруг и друзей. Ей одиноко, переживает отчужденность в коллективе, много читает, пишет стихи. На нее обращает внимание сорокадвухлетний преподаватель английской литературы Джейкоб Стрейн. Он ухаживает за Ванессой неспешно и издалека, сначала рекомендует литературу, потом переходит к более провокационным изданиям «Лолите», «Бледному пламени», сравнивает волосы девочки с кленовой осенней листвой, говорит о таланте девочки, делает легкие прикосновения, потом будто случайно проговаривается о собственных чувствах, отводит на уроках взгляд, смущается, избегает встреч и вот Ванесса уже трепещет и ждет продолжения, готова в омут с головой, ведь она не такая, как все, особенная, ее любит и боготворит взрослый мужчина.

Повествование в книге происходит в двух временных пластах, первая линия – это история отношений Ванессы и Стрейна, вторая – настоящее Ванессы, где другие женщины обвиняют Стрейна в педофилии на волне компании #MeToo, но сама Ванесса отрицает травмирующий опыт и защищает растлителя. При этом жизнь Ванессы разбита, блестящие способности закончились ничем, а дни коротает на нелюбимой работе администратором гостиницы, отношения с мужчинами не складываются, курит травку и злоупотребляет алкоголем.

Сексуальные отношения с несовершеннолетними уголовно наказуемы и общественно порицаемые? Казалось бы это аксиома. Но автор задается провокационным вопросом, а так ли это если эти двое любят друг друга, ведь «некоторые девочки созревают раньше»?

В Сети можно услышать претензии к автору в духе: «О какой любви идет речь? Это ведь педофилия!» Так и есть, и от описания сцен секса съеживаешься при чтении, хочешь поскорее отложить книгу настолько это коробит. Тем не менее, между этими двумя была любовь. Вот такая сложная, где Стрейн манипулирует, лжет и неоднозначная, где тело Ванессы играет роль, на которую душа не соглашалась.

Мораль в человеке интуитивна, не обязательно знать уголовный кодекс, чтобы заключить, что связь взрослого мужчины с несовершеннолетней девочкой противоречит не только законам государства, но и общества. Стрейн называет Ванессу «моя темная Ванесса», не раз подчеркивая и убеждая, что именно она была инициатором отношений, что в ней кроется юная нимфетка, которая хотела и стремилась к связи с взрослым мужчиной.

Возможно, если бы это было так, Ванессе было бы во стократ легче перенести остракизм окружения, но сама Ванесса интуитивно понимала, что связь эта запретна, а стремилась к ней не из-за «темных чувств», а одиночества и неприятия со стороны окружения. Подвергшись осуждению она еще больше утвердилась в собственной «испорченности» и стремилась к Стрейну, чтобы восполнить потребность общности с другим человеком. Раскрыть отношения со Стрейном для нее равносильно предательству себя, он стал неотъемлемой частью её. Осознание собственной травмы это сложный путь Ванессы к себе.

Интересен культурный фон романа. Период растления Ванессы приходиться на пик популярности Бритни Спирс, образ которой ассоциировался с развитыми девочками-подростками в коротких юбчонках и невинным взором. Общество культивировало и продолжает культивировать молодость да так, что Ванесса чувствует себя в тридцать лет старухой.

Но не сказать, что общество статично, это живой организм, который вырабатывает новые нормы поведения. Так обвинения Стрейна теперь не замалчивают, а активно обсуждаются и осуждаются, в Фейсбуке тысячи лайков и перепостов пострадавших, но стоит сместить фокус и интернет-братия уже охотится за его жертвами, а журналисты требуют подробностей растления, чтоб на «волне» информационного шума сделать себе имя. А что делать женщине, которая не хочет, чтобы личное и сокровенное трепалось в информационном потоке?

Роман эмоционально тяжелый, но важный с позиции рассмотрения травмы и влияния ее на последующую жизнь человека.

Комментарии


Ты веришь,что Стрейн ее любил?Или под любовью тут скорее понимается желание обладать?


На мой взгляд тут много всего намешано, я не говорю о высокой, романтизированной и воспетой всеми поэтами любви .

Изначально, конечно было желание обладать, но потом возникла привязанность длинною в семнадцать лет. Тут любовь возникает как внутренняя потребность ищущая воплощение во вне.У Ванессы был запрос на любовь и обожание, у Стрейна на обладание, что вылилось, конечно в ужасные зависимые отношения, по крайней мере для нее.

Она последняя кому он позвонил, я думаю, что когда делаешь последний звонок в жизни делаешь это искренне. Но он, конечно, неоднозначный тип.

А ты как думаешь? Только цинизм обладания?


Я пока только хожу около книги,читаю рецензии в ленте друзей и пытаюсь понять,стоит ли книгу читать)


Меня книга привлекла своей неоднозначностью ситуации и как писали критики "энциклопедичностью" истории травмы.

Надеюсь на твое решение в пользу книги и в перспективе прочитать разбор.


автор не задаётся провокационными вопросами, была ли это любовь, она показывает искореженную психику девушки, которая принимает это за любовь, а ответ один - это не она.

А на мой взгляд задаётся)
Вопрос в том, что подразумевать под 'любовью'. Если сильную эмоциональную привязанность, то Ванесса любила Стрейна и при этом связь была разрушительна и губительна для девушки.