Больше рецензий

Flicker

Эксперт

по аудиокнигам

18 апреля 2021 г. 20:51

868

5 Не суди

Нельзя судить книгу по обложке. Тем не менее, когда мне выпала очередная тройка в игре "Кот в мешке", на произведение знаменитой шведской писательницы я обратила внимания меньше всего. Однако, наученная горьким опытом, отказалась от всего прочего и остановила свой выбор на этой книге. Сперва меня ждали такие же, как обложка, невзрачные персонажи. Их жизнь в одной из деревень Швеции меня не интересовала, их труд в поле или лесу тоже, а уж религиозные поиски и подавно. Но чем дальше я сопровождала их, чем ближе знакомилась, тем выше и выше поднимались эти люди в моих глазах, став под конец не просто персонажами книги, но живыми личностями.

Центральная тема романа Сельмы Лагерлёф - это вера в Бога. Автор показывает нам время и место, когда в церковь ходили именно ради Бога, а не для того, что бы покрасоваться или послушать проповедь священника. Бог, казалось бы, существовал внутри каждого человека и все люди жили в мире и согласии. Учение Христа уважали и любили, все осознавали, что оно не могло быть неправильным. Но всегда можно изменить одно слово в этом священном учении и все. Словно часовой механизм, где сломано одно маленькое колесико, наследие Христа начинает показывать нечто ложное. Так приезд одного заморского проповедника сеет смуту в сердцах и умах добропорядочных людей. Он начинает свою речь возвышенно, и каждый, кто слышит ее, понимает как она близка к истине.

Нетрудно быть как Христос, когда живешь один на свете, а не в обществе себе подобных. ...Но потом я подумал, что праведная жизнь в одиночестве подобна мельнице, впустую вращающей свои жернова. И еще я подумал, что если Господь создал столько людей на свете, то, вероятно, это для того, чтобы они оказывали ближним помощь и поддержку, а не губили друг друга. И тогда, наконец, я понял, что дьявол украл некоторые слова из Библии, и поэтому христианство вступило на неправильный путь.

Но не дьявол украл слова, а сами люди. Сам проповедник нагло коверкает учение Христа, противоречит своим правильным суждениям. Он говорит о любви к ближнему, но сеет раздор внутри многих семей, он говорит о помощи нуждающимся, но жестоко отталкивает от себя тех, кто не желает разделить его взгляды. Таким образом, все, кто не хочет становится приверженцем новой веры автоматически становится слугой дьявола и грешником в глазах сектантов. Последние ставят себя выше прочих, кормят свою гордость, обесценивают родственные связи. Никому даже в голову не приходит, что и приверженцы новой секты и те, кто не хочет к ним присоединиться, все одинаково честные христиане. Нет ничего удивительного, что при таком избирательном подходе секта теряет со временем многих последователей. А горстка оставшихся решается покинуть обжитые места, дабы переселиться в святой Иерусалим.

Начинается подготовка к отъезду, продаются старые имения, дабы наскрести денег на дорогу.

— Ты продал усадьбу, Бьорн.
— Да, — отвечал Бьорн, — я пожертвовал всем моим достоянием Богу.
— Да, но ведь усадьба была не твоя, — тихо заметил брат.
— А чья же?
— Она принадлежала всему твоему роду.

Все это объясняется жертвой Богу, но разве просил Он этой жертвы? Разве заповедовал оставлять ближних без крыши над головой? В стремлении жить праведно многие герои романа ведут себя отнюдь не благородно. Даже это тяга к городу Иерусалиму не приносит большинству радости, потому что Иерусалим в первую очередь обыкновенный город, такой красивый снаружи, но старый и грязный внутри. Тут полно нищих, воздух сперт, здания разваливаются, а самое скверное, тут днем и ночью идет борьба за власть.

Здесь католики клевещут на протестантов, методисты дурно отзываются о квакерах, лютеране восстают против реформаторов, а русские — против армян. Здесь гнездится зависть, а всякое милосердие изгнано. Здесь религиозный философ сомневается в Искупителе, а правоверный спорит с еретиком. Здесь все друг друга ненавидят во славу Божью.
И здесь-то находишь то, чего искал. Здесь Иерусалим — охотник за душами, Иерусалим — злоречия, лжи, клеветы и порока. Здесь преследуют без пощады и убивают без оружия. Вот этот-то Иерусалим и убивает людей.

Много приезжих шведов падут жертвами Иерусалима, так и не поняв, что главное - град душевный, а не материальный.

Одной из центральных фигур повествования является Ингмар Ингмарсон, житель шведской деревни, не пожелавший примкнуть к новой секте. Из-за этого от терпит много лишений, но старается, как и его предки, идти Божьим путем, быть справедливым и слушать себя. На его долю выпадают тяжелые испытания, которые он преодолевает не всегда с легкостью и не всегда с уверенность в своей правоте. Ингмар Ингмарсон молод, порой его одолевает страх совершить ошибку и, конечно, он их совершает. Тем не менее его путь, как бы сам Ингмар к нему не относился, оказывает по-истине Божьим. На примере его жизни читатель может наблюдать как противоречивы некоторые самые правильные высказывания. Говорят, что нельзя привязываться к вещам, что люди куда важнее. Пока сердце твое привязано к вещам этого мира, тебе не избежать горя. Однако, именно привязанность Ингмара к его родовому гнезду спасает многие жизни. Во-первых, сам Ингмар расторгает помолвку с одной девушкой и женится на другой, что в итоге дарует ему настоящую любовь. Во-вторых, отторгнутая невеста отправляется в Иерусалим и тоже находит и себя, и возлюбленного. В-третьих, многочисленные старики старого имения остаются на своих старых местах и тем самым не заканчивают жизнь где-то на улице. Пути Господни неисповедимы. Разумеется, на то, чтобы увидеть, как все хорошо Бог устроил для своих детей, требуется не один год, зато все остаются в итоге довольны своим выбором.

Никому не дано знать всю истину. Никому не дано знать чем живет каждый отдельный человек. Даже про себя самого человек порой не может сказать ничего конкретного. Кажется, что жизнь его грешна и неправильна, а потом понимаешь, что только этот путь и был единственно верен. Так мы приходим к выводу, что ни одному живому существу на этой планете не дано права судить другого. Нет двух одинаковых судеб. То, что было правильным для твоего отца, не обязательно также окажется верным и в твоем случае. Какие бы козни не строили окружающие, если в душе твоей Иерусалим, то в один прекрасный день ты окажешься сильнее врагов своих. Фраза "если тебя ударят по одной щеке, подставь вторую", скорее всего, означает "не отвечать насилием на насилие". Возможно, человеку необходима эта пощечина, чтобы понять что-то очень важное. Возможно, полученная боль вовсе не наказание, а награда. Возможно, мы все лишь слепые котята.

Завершу свой отзыв отдельным поклоном Сельме Лагерлёф за описанную любовь в ее произведении. Это была именно любовь, а не любовные линии или любовные страсти. Отношения между героями романа, как и всё прочее, не однозначны и порой совершенно незаметны. Любовь в этой книге не пытается выпятить себя, возвести на пьедестал, она тиха и скромна, нет в ней страсти, зато есть искренность и сила. Такая любовь не популярна в наше время страстей и показушности, но, боже мой!, как она прекрасна.

Книга прочитана в рамках игр
Кот в мешке. Режим кота-пирата. Ход 10. Тема "Кот Сибиряк"
Собери их всех! Дуэль
Школьная вселенная. Лабораторная работа
А также в клубе
Austenland. Отправилась в Бат