Больше рецензий
18 апреля 2021 г. 14:07
925
5 Так что же на самом деле означает " Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо"
РецензияИстоки:
Изучая предпосылки возникновения «Фауста» Гете, я попал в Англию XVI века во времена зарождения английского театра. Образ мистического персонажа Иоганна Фауста настолько укоренился в немецкой культуре, предшествовавший созданию народных рассказов. В 1587 в Германии появляется книга с этими народными историями о Фаусте, написанная для широкой общественности. Она становится настолько популярной, что производится и переводится на разных языках, и попадает в Англию.
А уже где-то в 1590 Марло создает трагедию «Трагическая история доктора Фауста», и ставит ее в театре. В 1642 английский театр запрещают, как и постановки Фауста в Германии, и они переходят в кукольный театр, где с ними впоследствии знакомится молодой Гете.
Я часть той силы... Что же это означает:
Мефистофель
Часть вечной силы я,
Всегда желавший зла, творившей лишь благое.Фауст
Кудряво сказано; а проще — что такое?
Мефистофель
Я отрицаю всё — и в этом суть моя.
Затем, что лишь на то, чтоб с громом провалиться,
Годна вся эта дрянь, что на земле живёт.
Не лучше ль было б им уж вовсе не родиться!
Короче, всё, что злом ваш брат зовёт, —
Стремленье разрушать, дела и мысли злые,
Вот это всё — моя стихия.Фауст
Ты мне сказал: «я часть»; но весь ты предо мной?
Мефистофель
Я скромно высказал лишь правду, без сомненья.
Ведь это только вы мирок нелепый свой
Считаете за всё, за центр всего творенья!
А я — лишь части часть, которая была
В начале всё той тьмы, что свет произвела,
Надменный свет, что спорить стал с рожденья
С могучей ночью, матерью творенья.
Но всё ж ему не дорасти до нас!
Что б он ни породил, всё это каждый раз
Неразделимо связано с телами,
Произошло от тел, прекрасно лишь в телах,
В границах тел должно всегда остаться,
И — право, кажется, недолго дожидаться —
Он сам развалится с телами в тлен и прах.
А теперь на украинском, уже намного больше к истине:
Я — тої сили часть,
Що робить лиш добро, бажаючи лиш злого.
Фауст
Це загадка! Розгадку ж хто подасть?
Мефістофель
Я — заперечення усього!
Бо всяка річ, що постає,
Кінець кінцем нічим стає,
І жодна річ буття не гідна.
А все, що ви звете гріхом,
Чи згубою, чи просто злом, —
Ото моя стихія рідна.
Фауст
Ти кажеш, що ти — часть,
а сам з'явивсь цілком.
Мефістофель
Мені чужа зарозумілість.
Це ж тільки ви з своїм дурним світком
Себе вважаєте за цілість.
Я ж — часть од часті лиш,
що перше всім була,
Частинка тої тьми, що світло привела,
Те світло гордеє, що хочеться йому
З одвічних володінь прогнати матір тьму.
Та це йому не вдасться — шкода сил,
Воно навік приковане до тіл:
Од тіл тече, в тілах лише прекрасне,
Тілами лиш спиняється в ході,
А згинуть ті тіла — тоді
Й воно разом з тілами згасне.
Мефистофель делает подмену понятий и говорит, что важней всего Тьма, поскольку она породила свет, то есть Бога. А тьму в книге Гете символизируют триединые матери, к которым Фауст должен спускаться. И здесь мы неправильно понимаем цитату, поскольку Мефистофель считает себя частицей и порождение Тьмы, а она как создательница мира - добрая, по мнению Мефистофеля.
И цитатой разобрались, а теперь перейдем к рецензии:
В основе трагедии заложена фигура человека, который действительно существовал. Иоганн Фауст жил в средневековье и считался магом, чернокнижником и колдуном. В дальнейшем эта таинственная фигура настолько обросла мифами и легендами, надолго укоренилась в европейском эпосе и фольклоре. Повествования о таинственном докторе Фаусте вошли в литературу, и были написаны простым языком для широкой общественности. Их ставили в театрах и кукольных спектаклях, где собственно и увидел этот образ Гете.
Чтобы получше понять книгу, стоит описать контекст. В книге много христианских мотивов, поэтому интересно имел ли Гете причастность к христианству. Узнать о симпатии или антипатии не так легко, но историки литературы, находят много писем Гете, где узнают его отношение. К христианству он относился двусмысленно, с одной стороны ему нравились христианские идеи, но он не любил церковный клир и церковь.
Гете смотрел и любил античность. Думаю, это стремление немецкого духа вернуться к истокам, о чем впоследствии будет писать Ницше. По моему мнению, в «Фаусте» Гете, возрождается этот дух античности. По стилю и атмосфере трагедия Гете может равняться с трагедиями Софокла или поэмами Гомера.
Сюжет
Мы видим образ ученого Фауста который находится в отчаянии. Его комната напоминает келью, или кабинет ученого который закрылся от мира и ушел в книги и науку. Всю свою жизнь проведя за книгами, он изучал науки. И все же он не узнал каких-нибудь сакральных знаний о бытии и мироздании. Поскольку наука апофатическая, он открывает для себя магию. И вызывает духов.
Если говорить об античной традиции, то мы видим противостояние двух начал, дионисийского и аполлоновского. Одна часть души Фауста хочет к идеям, к мышлению и познанию, другая же хочет земных утех. Выхолощенный от науки ум, стремится припасть устами к бокалу Вакха, то есть Диониса и насладиться живительной энергией высоких эмоций и чувств. Фауст становится античным героем и отправляется в свою одиссею. Первая часть начинается в центральной Европе, и развивается когда, наступает Вальпургиева ночь, а потом переносится в античную Грецию.
Отведав первой любви с привкусом горечи с Маргаритой, античный герой стремится к великим свершениям. Здесь и политика и жажда воплощения больших идей. Также Фауст узнает что в Спарту возвращается легендарная Елена, по которой началась война с Троей. Благодаря махинациям Мефистофеля который является классическим трикстером, Елена попадает во дворец Фауста. А завершение истории с их сыном олицетворяет античную мифологию в образе Икара.
Итоги:
Прежде всего, думаю, что Гете стремился провести путь от античности к средневековью, совместить поэзию этих эпох, и продемонстрировать, что дух античности может возрождаться и вдохновлять людей в новые времена. Сначала в идейном поединке сходится Мефистофель с богами Олимпа, а затем эти две разные традиции, два мира объединяются в любви Фауста и Елены. В этом произведении Гете не только вдохновляется античностью, но и приводит много видений будущего.
Для меня «Фауст» является античной трагедией. Но признаюсь, что я не все понял и особенно финал. Гете писал «Фауста» шестьдесят лет и вторую часть завещал опубликовать после своей смерти. В этой трагедии есть что-то загадочное и непонятное, целые философские пласты идей и смыслов от политических до религиозных. Почему нерелигиозный Гете выбирает христианский финал с явлением Богородицы? Почему Фауст попадает в рай? А слова Богородицы для меня остались загадкой. Не думаю, что здесь стоит искать легких ответов.