Больше рецензий

16 апреля 2021 г. 22:18

638

3.5 Джейн ̶Э̶й̶р̶ Остин

Никогда не думала, что стану читать 500-страничную биографию Джейн Остин... Я вообще биографии очень редко читаю: либо должна крайне заинтересовать историческая персона, либо произведения/деяния этой персоны. Ничего особенно интересного о Джейн Остин я не слышала и книг её не читала. К большому своему стыду, примерно на трети книги я поняла, что Джейн Остин не имеет никакого прямого отношения к роману "Джейн Эйр", проще говоря - не она его написала! Не знаю, что ввело меня в заблуждение: то ли некоторое созвучие, то ли действительно убеждённость в её авторстве... Но так или иначе я поняла свою ошибку далеко не сразу: довольно долго, встречая в биографии отсылки к произведениям Джейн Остин, я всё ждала, когда же речь зайдёт о "Джейн Эйр" (я же больше ничего не читала у "Джейн Остин"). В конце концов оказалось, что с автором я совершенно незнакома. И, честно сказать, желания познакомиться не появилось.
Биография мне совсем не понравилась. Она очень монотонная: возникает впечатление, что постоянно меняются одни и те же декорации (родственники - переезд - поездка на курорт), лица, события. Это создаёт ощущение очень утомляющей рутины. Интрига для меня была только одна: что случилось с Джейн Остин, что она так рано умерла? И только этого я ждала всю книгу. Очень печально, но это пример действительно неудачной биографии, которая представляет героя очень картонным и каким-то неживым.
По манере письма Люси Уорсли; по тому, на чём она расставляет акценты, сразу понятна сфера её интересов: это история повседневности, сфера приватной жизни, в особенности исторический облик британского дома. Тут и архивные материалы, и археологические данные, фотографии и зарисовки. Стоит отметить поистине кропотливую работу автора по сбору материала. Возможно, из этого получился бы добротный исторический очерк повседневности Георгианской эпохи. Но будучи вписанным в биографию, материал казался утомительным нагромождением фактов об обыденной жизни Джейн Остин: подставка, из которой в её семье ели яйца; её письменный столик, рассада в саду пастората её отца... И всё в таком роде. Очень много быта.
Бытовая сторона проявляется ещё и в бесконечной череде сплетен: кого обсуждали Джейн и её сестра Кассандра, кого и как высмеяла Джейн в своём дневнике, о чём говорили в той лавке, где знакомая семьи Остин закупала ткань... Всплывает ещё одна проблема: безумный круговорот действующих лиц. Иногда история заходит так далеко, что читатель узнаёт биографию не только Джейн, но и случайно встреченной ею на балу знакомой, дальнего родственника и прочих второстепенных персонажей. А потом... такой персонаж вновь как ни в чём не бывало возникает в повествовании. И приходится мучительно вспоминать его роль в жизни главной героини.
В тексте огромное количество географических названий, вплоть до самых захолустных местечек Англии. Нужно довольно часто искать о них информацию отдельно, поскольку если этого не делать, то представление о месте действия получается крайне скудным (в самой биографии зачастую представлено только название и никакой информации, чтобы его визуализировать). Надо, наверное, иметь очень большой интерес к Англии, чтобы получить удовольствие, изучая такие тонкости. Мне это было немного лень, так что многое пролистывалось.
Сама Джейн Остин кажется из биографии такой невзрачной и малоинтересной, что я даже как-то неловко себя почувствовала: ведь это очень значимая фигура в истории литературы, а у меня было полное впечатление, что я читаю о ничем не примечательной женщине того времени. Ничем не примечательной - кроме большого желания писать книги, но с современных позиций это не кажется чем-то настолько удивительным. История написания этих книг также не впечатляет, зачем-то пересказываются отрывки из них, есть кое-какие отсылки к прототипам персонажей (в основном на уровне догадок автора биографии). Не читая этих произведений, знакомиться с историей их создания, с их разборами - совершенно бесполезное занятие. Ни один роман меня толком не заинтересовал, ни один не запомнился.
Биография авторства Люси Уорсли создала впечатление капитального, но в целом достаточно бесполезного для "новичка" труда. Приступать к её прочтению следует, на мой взгляд, уже интересуясь творчеством Джейн Остин и, уж конечно, имея о нём представление.