Больше рецензий

16 апреля 2021 г. 11:32

3K

3.5 "... Не все круги ада одинаковы..."

"... Недостаток информации заставляет действовать вслепую. Избыток информации ослепляет..."

Ух, это было действительно необычно, свежо и отчасти новаторски! Нельзя сказать, что до Стюарта Тёртона никто не использовал такой литературный прием как высветление одних и тех же событий с точки зрения различных персонажей - в тех же самых классических детективах частенько сыщик опрашивает всех свидетелей по очереди и каждый преподносит ему свое видение картины преступления, по кусочкам которой детективу предстоит пролить свет на истинное положение вещей. Однако данный автор пошел дальше своих предшественников и перещеголял их в плане обрамления этого способа повествования, добавив к нему некоторых мистически-сверхъестественных красок. Мы не просто слушаем пересказ событий, произошедших в замке Блэкхит-хаус, в исполнении восьми различных героев - мы и есть восемь различных ипостасей одного и того же героя, каждая ипостась которого способна творить историю и влиять на то, что происходит с остальными. Каждой из них отпущен один и тот же день, который она должна использовать по максимуму, чтобы приблизиться к разгадке того, кто же убил дочь хозяев - Эвелину Хардкасл. Эти восемь личностей абсолютно непохожи друг на друга, обладают различными достоинствами и недостатками, которые тот, кого к ним подселяют, должен научиться правильно использовать для расследования произошедшего преступления.

Построение сюжета этой книги я бы сравнила с плетением косы. Согласитесь, никого уже не удивишь умением плести косу из трех прядей. А что Вы скажите, если прядей будет не три, а восемь? И все они будут разной длинны... Автор очень искусно вплетает в единый сюжет все крохи информации, которые добывают для нас те восемь человек, которым довелось вести расследование. Я поражаюсь и восхищаюсь тем, что писателю удалось не запутаться самому в расставленных им ловушках и сюжетных хитросплетениях. Я, к сожалению, оказалась слабее, чем он и где-то после того, как мы прожили один и тот же день с третьей личностью, начала терять нить повествования, путаться в том, что и глазами кого мы видели, кто что говорил и кто что думал... К концу книги весь массив сведений, полученных в процессе ее чтениях, превратился в моей голове в кашу. Такое ощущение, что я старалась, старалась разграничить те исходные данные, которые собрала наша великолепная восьмерка, и одновременно вылепить из них какую-то общую картину произошедшего, а кто-то взял миксер и взбил это до единого кашеобразного состояния, в котором уже ничего не разобрать. Признаюсь честно, к финалу я уже несколько утомилась от всего происходящего и, если старт книги был взят мою резво и с интересом, то к концу появилась какая-то скука, апатия и желание дотянуть до развязки, не сойдя окончательно с ума.

В целом у сюжета были все предпосылки для того, чтобы мне понравится. Во-первых, отлично выдержана мрачная, готическая атмосфера старинных английских поместий, населенных обитателями, скрывающими множество тайн, след которых порой тянется далеко в прошлое. Во-вторых, сама детективная составляющая, предполагающая расследование не только ныне свершившего убийства Эвелины Хардкасл, но и распутывание связанного с ним преступления, произошедшего двадцать лет назад. В третьих, отдельные элементы триллера, присутствующие в сюжете, когда разворачивается игра, чьи правила никому не известны, чьи участники поголовно притворяются кем-то другим и практически до конца неясно, кто кому друг, а кто - враг и откуда ждать помощи, а откуда - удара в спину... В четвертых, это сама идея временной петли, в которой застряли наши герои. Нам даны лишь их стартовые позиции и 24 часа на то, чтобы во всем разобраться - иначе, если день прожит, а результат не получен, персонажи, как заводные игрушки, возвращаются на исходную и гонка по кругу начинается заново... В-пятых, это сама идея Блэкхит-хауса - не стану уточнять, в чем суть, потому что получится жирно-спойлерно, но задумка мне понравилась. И казалось бы, перечисленного немало и должно быть достаточно для того, чтобы высоко оценить книгу!

Но, увы, на мой взгляд автор несколько перемудрил с воплощением в жизнь своей идеи и эта литературная башня, не выдержав нагромождения множества героев, сложных сюжетных линий и ходов, рухнула, придавив меня своей тяжестью. Поэтому в финале я чувствовала в большинстве своем лишь облегчение от того, что наконец-то все закончилось, день сурка больше не повториться и Эвелина Хардкасл перестанет ежедневно умирать, а мы - расследовать ее смерть... Плюс ко всему, как мне кажется, я допустила определенный промах в манере чтения - когда я уставала от непрерывной сюжетной круговерти, я брала паузы и откладывала книгу. Подобного делать не стоило, потому что, вынырнув из этого омута, со временем возвращаться туда было еще сложнее и ощущение потерянности и растерянности от того, что я не так внимательно отслеживаю сюжет, как мне бы хотелось, давило на меня мертвым грузом. В идеале книгу стоит читать с ходу, запоем, не теряя ни на минуту никого и ничего из виду... А чтобы до конца разобраться, утрясти и разложить в собственной голове все по полочкам - даже дважды. Но, несмотря ни на что, авторскую задумку я оценила - она великолепна! С фантазией у Стюарта Тёртона все в порядке и я с удовольствием почитала бы что-нибудь еще у него, но желательно чуточку попроще и не столь головоломное...

картинка missis-capitanova

Книга прочитана в рамках 101-го тура игры "Книгомарафон"