Больше рецензий

Lacrim_Verloren

Эксперт

Далеко не Эксперт Лайвлиба

16 апреля 2021 г. 00:22

472

3.5

Скорее всего "Имя розы" - это книга с "двойным дном", книга, которую стоит читать не только по строчкам, но и между строк. Но я давно ушел от таких книг, а всякие пояснительные статьи к ним о том, что же скрывалось в книге автора, скорее вызывают скуку, чем любопытство, поэтому оценить всю глубину двойного дна вряд ли смогу. К тому же мне явно не хватает исторической подкованности, чтобы выискивать какие-то там параллели с современностью (или современностью автора, которая для меня - не меньшая история, чем Средневековье).

Не помню, почему в свое время хотел прочесть эту книгу, но сейчас она интересовала меня скорее как детектив в антураже Средневековья, что совершенно несправедливо к этой книге, потому что она явно больше, и кое-что из этого большего мне удалось подчерпнуть, но все оно лежало в пределах философии и религии, но не всего того, что было написано в статье после романа.

Чтение романа далось мне непросто. Наверное, две трети истории для меня проходили достаточно бойко, даже несмотря на средневековый стиль изложения, но там и сям выскакивали препятствия в виде сложных описаний архитектуры и скульптуры, проповедей взглядов, которые мне так и не удалось понять из-за подачи, совершенно внезапной и вызвавшей множество вопросов любовной линии, а окончательно подбившим меня эпизодом стал сон Адсона, после которого развязка воспринималась как-то не эмоционально, а интеллектуально, но без какого-либо озарения.

Главный герой - Вильгельм Баскервильский - не мог мне не понравиться. И не только потому, что он действительно напоминал Шерлока Холмса, а потому что он, хотя и был монахом, стремился к знаниям и к тому, чтобы эти знания помогали людям. Для меня достаточно сильным был момент, когда Вильгельм пытался принять факт упорядоченности всего, и не мог этого сделать, потому что это противоречило его вере в Бога Всемогущего, который вроде как может делать все, что ему вздумается, а значит, упорядоченность, причинно-следственные связи становятся путами на его руках. Занятно, что в конце Адсон высказывает мысль, что как раз отсутствие этих самых связей может стать доказательством отсутствия Бога, потому что чем же тогда Бог отличается от первородного Хаоса? (А может, я не так их понял, этих монахов...)

Вильгельм и Адсон приехали в аббатство, конечно, не для того, чтобы расследовать убийства, а чтобы провести встречу между францисканцами и посланниками Папы, и именно поэтому в книге дается много лекций на тему ересей и их истории. По началу это тоже было трудно для восприятия, но потом я втянулся и даже был благодарен этому экскурсу в историю. И хотя к расследованию, которое меня интересовало, это не имело отношения, но было нужно для понимания последнего диалога Вильгельма и его антагониста.

Любовная линия Адсона стала особым мучением не только потому, что меньше всего я ожидал встретить нечто подобное в книге про монахов, но и потому что для меня она была полной всевозможных случайностей, приведших к тому, к чему она и привела. Она была нелепой, но в то же время сюжетообразующей (правда, опять же, не сюжет с расследованием), и я не уверен, не была ли она искусственно-вплетенной, чтобы повернуть сюжет, как нужно было автору, или же я придираюсь. И самым странным для меня в этой линии был эпизод, где Адсон встретил Сальватора, намеревавшегося сделать любовный приворот, и не сказал ему ни слова на тему того, насколько это ужасно, а лишь интересовался, не собирается ли он приворотить ту девицу, в которую Адсон влюбился. То есть колдовство в аббатстве, сотворенное монахом (пусть и деревенщиной, бывшим еретиком, потакающим блуду другого монаха) - это нормально. Даже если Адсон не мог осудить его вслух или сказать об этом своему учителю, он мог бы хоть мысленно ужаснуться. Но нет, подумаешь! Хотя, если так посмотреть, он не сильно ужасался и блуду в стенах аббатства, и другим грехам, о которых ходили слухи. Для меня это все несколько странно.

Не очень понял я и смысл сна Адсона. Точнее, нам потом сказали, что у него во сне намешалось одно произведение и события последних дней, и это даже как-то подтвердило догадки Вильгельма, но я так и не понял действительно значение этого эпизода для книги, а эпизод был очень трудночитаем.

Что же касается детективной истории, ради которой я и читал книгу, то она мне все-таки понравилась, хотя она явно отличается от обычных детективов. И причина смертей оказалась не такой, как я думал, но, наверное, это потому, что я был далек от религии и от истории, поэтому даже сначала не понял, почему именно эта книга по мнению антагониста должна была быть спрятана от всего мира. Его объяснения не всколыхнули меня (может, я уже морально был опустошен, чтобы их прочувствовать), но, если так подумать, были вполне логичными с его точки зрения. Но тут я снова был на стороне Вильгельма.

Финал же истории ужасен, и хотя дочитывал книгу я уже в измотанном состоянии, оценить финальный аккорд и боль от случившегося смог.

И хотя книга вызвала столько трудностей во время чтения, отрицательно и даже средне оценивать ее не хочу - было в ней много и того, что понравилось.

Правда, осадок остался не очень приятный, потому что я прочел потом замыкающую статью переводчицы со всеми этими "параллелями" и "двойным дном, что вкладывал автор", и мне стало грустно. Грустно от того, что я не могу это увидеть, или же грустно от того, что это вообще нужно было пытаться разглядеть. Но, в любом случае, думаю, мне будет любопытно прочесть у Эко что-то еще, правда, вряд ли в ближайшее время.