Больше рецензий

boservas

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 апреля 2021 г. 23:46

3K

3.5 Если таланта бог не дал, то и делать нечего

Вот я думаю: есть ли у меня интуиция? Если смотреть по результатам каких-то иных дел, то по всякому выходит: и да, и нет, а если за ориентир взять роман из школьной программы "Что делать?" Чернышевского, то получается, что тогда, когда учился в 9 классе, кажется, тогда "проходили" Чернышевского, интуиция у меня была, а сейчас - не очень. Почему я так решил? Да потому что я большинство программных произведений проглатывал, получая от этого огромное удовольствие, так было с "Героем нашего времени", "Мёртвыми душами", "Отцами и детьми", "Преступлением и наказанием", "Войной и миром" (знаю, что склонять названия литературных произведений не очень правильно, но так хочется). А вот с романом Чернышевского не сложилось, не пошло, и читать его тогда я не стал, благополучно написав в обязательном сочинении обязательные мысли и выводы, и получив свою обязательную пятерку.

Но мое читательское самолюбие мучило наличие такого "белого пятна" в списке моего "прочитанного", поэтому, зная, что надо мной не довлеет недреманное око учительницы литературы, я решился в своем зрелом возрасте еще раз попытаться взойти на эту вершину отечественной классики. Взойти в этот раз получилось, а вот получить удовольствие от восхождения - увы...

Мне книга откровенно не понравилась, и не понравилась она не по каким-либо идеологическим соображениям, как раз с идеологией всё более-менее ясно, и то, что Чернышевский пытался собрать воедино и выразить передовые, в его понимании, взгляды на общественное развитие, это очень даже понятно. Более того, именно это вызывает особый интерес.

Но, Боже мой, как же бездарно с художественной точки зрения, это воплощено в жизнь. Не называйте при мне Чернышевского писателем, можете называть его публицистом, журналистом, даже философом, но не писателем. Он сам явно считал иначе, несколько раз по тексту романа пускаясь в рассуждения о художественности, картинно попрекая "проницательного читателя" в отсутствии художественного вкуса. Явно он рисуется, особенно когда пишет о том, что у него якобы нет таланта, таланта у него и в самом деле нет, но это подается так, как будто у него этого таланта в избытке по сравнению с другими.

Однако, этого не скажешь, познакомившись с героями романа. Дело в том, что в книге представляют какой-либо интерес только герои - образчики старого мира - родители Веры, Сторешников, Жюли. А вот "новые люди", те которых презентует перед читателем Чернышевский, все на одно лицо, независимо от того мужчины они или женщины, говорящие одним и тем же языком, произносящие длинные зануднейшие монологи, даже диалоги в романе выглядят чередой монологов. Если взять монологи Лопухова, Кирсанова и Рахметова, перемешать их, а потом дать читателю, который только что прочитал роман, вряд ли он безошибочно определит где чьё.

По сути, в романе только один "новый человек" - такая своеобразная гидра, состоящая из говорящих голов представленных в книге "революционеров". Но та механичность их реакций, эмоциональная нищета, сверхъестественная приверженность принципам, делает их не столько людьми, сколько роботами. А любовная линия, которую Чернышевский якобы ввёл для одурачиванию цензуры, выглядит настолько надуманной и неестественной, что только усиливает ощущение, что перед нами не люди, а роботы. Думаю, Чернышевский в чем-то опередил самого Азимова в деле описания робототехники, только у него вместо трех законов были четыре сна Веры Павловны. Ох, как же нас донимали этими снами на тех же уроках литературы.

Ладно, к снам я еще вернусь, если не забуду. Пока же о стиле, меня безумно раздражали попытки Чернышевского изображать внутренние голоса своих героев, видимо, он считал, что мышление человека сумбурно и постоянно ходит по кругу, десятки раз повторяя одно и то же, но я просто начинал звереть, когда начинались подобные куски:

то думается час и два; да, час думается это; но два думается ли это? Нет, хоть и думается все это же, но думаются еще четыре слова, такие маленькие четыре слова: «он не хочет этого», и все больше и больше думаются эти четыре маленькие слова, и вот уже солнце заходит, а все думается прежнее и эти четыре маленькие слова... <...> опять явились их носители, четыре маленькие слова: «он не хочет этого», и в тот же миг эти четыре маленькие слова опять превратились в пять маленьких слов: «и мне не хочется этого». И думается это полчаса, а через полчаса эти четыре маленькие слова, эти пять маленьких слов уже начинают переделывать по своей воле даже прежние слова, самые главные прежние слова: и из двух самых главных слов «я поеду» вырастают три слова: уж вовсе не такие, хоть и те же самые: «поеду ли я?» — вот как растут и превращаются слова!

и это еще не всё, что касается этого эпизода, там еще длиннющий абзац такой же белиберды. И таких кусков в книге - пруд пруди. Уважаемый писатель, надо же тоже уважать время своих читателей, зачем вы водите нас по этой бесконечной ленте Мёбиуса, или вы не слышали, что совершенство - это когда нечего отнять, а не добавить? Ах, ну да, конечно, вы не слышали, ведь Сент-Экзюпери, который додумался до этого, родится только через 11 лет после вашей смерти.

Если честно, я даже шокирован, что литературный материал такого низкого качества мог так долго числиться у нас в списке шедевров, а всё только потому, что русская "демократическая" литература так и не смогла создать достойного художественного манифеста своих идей, пришлось пользоваться тем, что было, тем более, что сначала Некрасов хвалил роман, потом Ленин. Так и стала эта книга Библией для революционеров.

А для любой Библии главное не художественность текста, а его толкование. А тут было что толковать, и философские вопросы развития общества, и зачатки политэкономии, и принцип разумного эгоизма, и идеи феминизма. Последнее особенно удалось Чернышевскому, вплоть до утверждений превосходства женской природы над мужской, да и без расизма не обошлось, правда, в духе нынешних БЛМ, так Чарльз Бьюмонт утверждает об интеллектуальном превосходстве негров (так в тексте Чернышевского) над белыми людьми.

Тут как раз и повод вспомнить о снах Веры Павловны, особенно о четвертом, в котором две древние богини - Астарта и Афродита - показали эмансипированной барышне будущий коммунизм. Причем интересно, что обе эти богини были покровительницами чувственной половой любви, но во сне Веры Павловны они идеологически перевоспитались и теперь проповедовали вселенскую любовь.

Порадовало, что в будущем коммунистическом мире присутствует некое географическое образование, именующееся "Новой Россией". Это потом будет использовано как предсказание Чернышевского, что коммунистическая революция победит именно в Российской империи.

1430

Комментарии


Удивили Вы меня своей рецензией:)
Мягко говоря:)
И я, как и Вы, не идеологию имею в виду:)
Чтобы полностью Вам ответить, мне пришлось бы писать статью раза в три больше Вашей, но сейчас я не буду этого делать. Постараюсь в двух словах.
Назвать Чернышевского бездарным писателем - это, конечно, забавно:) За всю жизнь я от Вас первого это слышу.
Бездарным многие называли Достоевского, ценя его лишь за "космические" православные идеи. Но ни о ком другом из наших классиков я ничего подобного не слышал:)
Если говорить о писательском даре, то никого сильнее Чернышевского в нашей литературе XIX века просто не было. Остальные авторы не доросли до него даже по уровню мышления.
Приближается к нему, пожалуй, лишь Герцен. Но если классиками считать Достоевского, Тургенева, Гоголя, то Чернышевский тогда просто бог.
Вы упрекаете Чернышевского в том, что он долго что-то объясняет. Не замечал:) У этого автора нет ни одного лишнего слова. Мой экземпляр "Что делать?" изобилует всеми видами подчёркиваний, комментариями, надписями "NB!", "sic!" и прочими. Читал я эту книгу множество раз. И на мой взгляд, это единственное ПОЛНОСТЬЮ актуальное и сегодня произведение XIX века.
"Новые герои" кажутся Вам одинаковыми? Помилуй Бог! Кирсанов похож на Лопухова? Лопухов похож на Рахметова? В каком месте?!:) Наоборот, их роднит лишь ОДНО - они все переросли капитализм и восприняли НОВЫЙ ТИП ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ. П о сравнению с Кирсановым, Лопуховым, Рахметовым, Верочкой, - все остальные просто МАМОНТЫ, которым пришло время вымирать. Книга-то тем и хорошо, что показала НОРМАЛЬНЫХ людей НОВОГО типа, которые сменяют ОТЖИВШИЙ тип людей. Да, в своё время эти мамонты были нужны (об этом Чернышевский говорит прямо), но теперь они должны вымереть, уйти в прошлое, как ушли в прошлое человеческие жертвоприношения.
Сны Веры Павловны настоящие откровения! Где там скука? Нам выражена самая СУТЬ жизни. Вы знаете тексты, где о жизни сказано вернее, лучше? А где? Вот я, например, не знаю никого, кто выразил бы суть жизни лучше Чернышевского. Может, я не так много читал - я больше люблю ПЕРЕЧИТЫВАТЬ, чем читать новое. Но я ничего ЛУЧШЕ снов Веры Павловны не встречал.
Мне кажется, Вы по какой-то причине ВООБЩЕ не поняли Чернышевского. Что называется, НЕ ПОЧУВСТВОВАЛИ его. Почему - не знаю.
Вот если бы Вы сказали, что не разделяете МЫСЛЕЙ Чернышевского, я бы не стал писать этот комментарий. Но не понимать ТАЛАНТА Чернышевского - это удивительно.
Я, например, не разделяю религиозных взглядов Гоголя и Льва Толстого, но их литературный гений для меня несомненен. Я, кстати, не разделяю и атеизма Чернышевского, но для меня также несомненно то, что по литературному дару он превосходит Гоголя и Толстого вместе взятых.


А вы сами пробовали писать?


Да, в юности мечтал стать поэтом:)


Нет, я не о "мечтал", и не о поэзии, её у меня, например, более чем достаточно, я о прозе. Это совершенно разный опыт, совершенно разный подход.


Ну, видите, пишу рецензии:)
У нас с приятелем был лет десять назад написан небольшой абсурдистский роман в интернете. Про Красную Шапочку:)
Веду дневник, конечно. Со школы ещё:)
Но никаких серьёзных произведений не написал:)


Ну тогда попробуйте поэксперементировать - возьмите какой-нибудь небольшой сюжет, и попробуйте изложить его в стиле Гоголя, Толстого и Чернышевского, и посмотрите, что получится )
Я свою точку зрения аргументировал, привел пример, и, если вы так хорошо знаете роман, то знаете и то, что подобных кусков в нем очень много. В стилистическом плане Чернышевский... скажем мягко, очень тяжел.
А то, что вы подчеркивали и выделяли, так это говорит как раз о том, что вам оказались близкими и верными какие-то мысли и определения непосредственно идеологического характера. Это нормально, это называется работа с текстом, но это не имеет отношения к стилю автора.
Неужели вы бы стали что-то подчеркивать в приведенном мною отрывке?


Знаете, я вообще не вижу никакой идеологии в романе Чернышевского. Серьёзно.
Мне кажется, он говорит вполне очевидные (во всяком случае, в наше время) вещи. Для того, чтобы их понять, не надо быть каким-нибудь "-истом" - надо просто уметь видеть перспективу развития человеческого общества. Тогда, наверное, для многих его мысли не были такими уж очевидными, и он казался модернистом. Но сейчас его "модернизм" кажется просто здравым смыслом, просто ЧЕСТНЫМ мышлением. И, на мой взгляд, излагает он свои новые для того времени мысли очень хорошо. Что такое талант? Это способность выразить то, что ты хочешь сказать, понятным, точным, ясным и красивым слогом. По-моему, у Чернышевского всё это присутствует. Я никогда не замечал в нём чего-то тяжеловесного. Наоборот, - читал его на одном дыхании.
Подчёркиваю я в любом тексте МЫСЛИ - каким-то стилистическим красотам не придаю значения. Да и не замечаю их за редким исключением.
Что касается попытки написания подражательных текстов, то мне это не близко. У меня проскакивает, конечно, невольное подражание авторам, которых я читаю. Но специально копировать кого-либо - зачем? Это, скорей, упражнение для литературного кружка.


Я посоветовал поэкспериментировать, чтобы вы на практике осознали что это такое - "стиль Чернышевского". )
А в том отношении, что кроме меня никто не считал Чернышевского бездарным писателем, так вот вам три мнения:

ФЕТ
Скудность изобретения, положительное отсутствие творчества, беспрестанные повторения, преднамеренное кривлянье самого дурного тону и ко всему этому беспомощная корявость языка превращают чтение романа в трудную, почти невыносимую работу

ЛЕСКОВ:
Роман странно написан <…> со стороны искусства ниже всякой критики; он просто смешон.

Наконец, сам ГЕРЦЕН:
Видя в романе «очень замечательную вещь», «удивительную комментарию ко всему, что было в 60–67», признавая умение автора «Что делать?» «ставить житейские вопросы», он вместе с тем утверждал, что роман «гнусно написан», что в тексте много «кривлянья». «Прекрасные» «мысли» и «положения» «политы» в романе, по мнению Герцена, «из семинарски-петербургски-мещанского урыльника».


Спасибо, не знал об этих высказываниях.
Ну, Фет и Лесков для меня точно не авторитеты в этой области:)
Фет - на мой взгляд, бездарен.
Лесков совсем иначе мыслил - он же религиозный писатель. Писатель, надо сказать, очень неплохой, но Чернышевского ему просто не дано понять.
А вот Герцен удивил. Ну, да это его дело.
Я некоторое время назад подумал и понял, что лучше "Что делать?" в XIX веке романа не было. В русской литературе я не вижу столь же великих произведений.
Да, я понял, что Вы хотели сказать, советуя мне писать под Гоголя и т.д. Но на мой взгляд, слепое копирование фразировки гениев не способствуем лучшему их пониманию.
Если Вы попробуете сочинять менуэты "как у Баха", Вы не станете лучше понимать Баха:)


Да, и если что, минуснул не я. Мой там плюсик, он сразу появился. Я всегда плюсую оппонента, если он не переходит на прямые оскорбления, но это, конечно же, не про Вас )
Извините за кого-то, кто, видимо, с Вами не согласен...


Когда люди в чём-то друг с другом не согласны, это нормально:)


По воспоминаниям Николая Вольского, в 1904 году в личном разговоре Ленин сказал следующее:
"Он [Чернышевский], например, увлёк моего брата, он увлёк и меня. Он меня всего глубоко перепахал. Когда вы читали „Что делать?“. Его бесполезно читать, если молоко на губах не обсохло. Роман Чернышевского слишком сложен, полон мыслей, чтобы его понять и оценить в раннем возрасте.
Я сам попробовал его читать, кажется, в 14 лет. Это было никуда не годное, поверхностное чтение. А вот после казни брата, зная, что роман Чернышевского был одним из самых любимых его произведений, я взялся уже за настоящее чтение и просидел над ним не несколько дней, а недель. Только тогда я понял глубину. Это вещь, которая даёт заряд на всю жизнь. Такого влияния бездарные произведения не имеют".


Все-таки идеология и писательское мастерство - это разные вещи.
Меня не "перепахало" и брата у меня не казнили, да и вообще брата нет и не было никогда... Это я к тому, что уважаю личную историю Ильича, но мнение о книге пытаюсь формировать самостоятельно.

Кстати, я не возражал, что роман "слишком сложен и полон мыслей", и я не писал, что я его "не понял".
Меня разочаровал уровень литературного качества, независимо от идеологии. Есть цитаты Ленина о высоком художественном качестве романа?
Так что я всё-таки хотел бы иметь ПРАВО НА СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ, независимое от любых авторитетов.

А лучшим ответом на мою, возможно, ошибочную точку зрения, будет ваша развернутая рецензия с доказательством конкретно литературных достоинств романа )


Увы, я обычный работяга, у меня нет литературного образования и я не чувствую так тонко как вы литературные произведения, и следовательно, не могу рассуждать о литературных достоинствах.
Но я когда-нибудь подучусь...


А здесь интересно. :) Мне кажется, что когда ты ВСЕМ СЕРДЦЕМ что-то любишь (или ненавидишь), то ты не можешь разделить это на ингридиенты. Как, например, мысли и стиль для книг, или характер и внешность человека. Кажется, что ВСЁ очень хорошо (или очень плохо, если ненавидишь). Чтобы разделить на ингридиенты и проанализировать каждый по отдельности, нужно хотябы немного отдалиться. А иначе критика формы может показаться критикой содержания.

знаю, что склонять названия литературных произведений не очень правильно, но так хочется

Склоняйте себе на здоровье - это не возбраняется))
Какой занимательный у вас тут спор вышел о художественности /нехудожественности стиля Чернышевского! Даже неожиданно как-то было встретить таких рьяных защитников писателя. Со школы помню, как нас всех "плющило" от четвёртого сна Веры Павловны :) И с каким недоумением мы читали об устройстве семейной жизни "новых людей". А сейчас воспринимаю роман просто как историк литературы: да, было такое время, когда были нужны такие книги, не шибко художественные, но верно отражающие "новую" идеологию. И перечитывать что-то не хочется. А вот как критик Чернышевский очень хорош. Очень нравится его статья "Русский человек на rendez-vous" о тургеневской "Асе".


Спасибо! Отличная рецензия. 
озвучили мои мысли.