Больше рецензий

13 апреля 2021 г. 11:52

948

5 Имя ему -- Франциск. "Сомневающийся интеллигент", "Воспламеняющий гений", "Сокрытый юноша в лаврах", "Волшебник", "Две противоборствующих души в одном теле"?

Безусловно, Петрарка не даром знал себе цену. Смелый человек, воспевший не только правителей, но и самого себя пред средневековыми обитателями легендарного Капитолия и "плебеями". И вот, по прошествию стольких лет мы можем наблюдать не потерявший силу прекрасный труд, пример красноречия и отменного стиля. Это слово -- плод забытой в наши дни Африки, посвященной полководцу Публию Корнелию Сципиону.

"Юношу я узнаю из позднего племени внуков, Что при скончанье времен породит италийская область... Муз, отлетевших давно, он в последний момент своей песней Вновь созовет и сестер восстановит в их древнем величье На Геликоне, пускай вкруг бушуют свирепые бури. Имя ему — Франциск; словно дом из камней, воедино Он соберет все деянья великие, коим свидетель Был ты, — испанскую брань, труды ливийских походов, Всю Сципиаду твою..."

Кто сможет так теперь?
Прежде всего я отделяю поэтов и поэтов-мыслителей, они обожают и упиваются преимущественно историей, философией да и остальными науками не гнушаются.

Когда в принадлежащей перу Петрарки, последней песне Африки, поэт Энний, что являлся спутником Сципиона, спросил у явившегося к нему в ночном видении Гомера -- кто же тот юноша, скрытый в долине, ветвью зеленого власа подпоясавшись, сидит средь молодого лавра и сердечно высокие думы перебирает? Гомер ответил ему этими словами, приведенными мною ранее. (Эх, Фантазии поэтов безграничны...): )

В письме к своему другу, представителю духовенства Джованни Баррилии, серия которых была написана в промежутке между 1300 и 1355 годах, Франциск Петрарка описал свое поэтическое венчание от имени сицилийского владыки (Рим он выбрал сам, были предложения из Рима и Парижа) Роберта Мудрого, но водрузил лавр почтенный муж Стефан, и накинул на гения слова накидку самого правителя тоже он.

Прекрасный перевод, строки читаются и ты мысленно представляешь певучий язык оригинала.

...Когда он поднимется, толпа и кто-то декламирует речь, и Петрарка читает пару строк, чувствуешь атмосферу, как в зрелищном фильме типа Гладиатор (только со средневековым мутным и пасмурным оттенком), мурашки по коже...

Мне нравятся такие исторические бесценные труды и взгляды богобоязненных мужей прошлого, их смирением в благодарном довольстве пред Богом, искренней любовью в дружбе: "Только тебя средь всего торжества мои взоры искали,
Друже, и мысленно я без конца тебя звал и молился;
В памяти сердца, однако, меня драгоценный твой образ
Не оставлял" - так завершается его письмо к другу Джованни. Если бы тогда был интернет, никто бы не вскрыл их личную переписку... Впрочем, будь Франциск на онлайн-конференции, он не сыскал бы должной славы.
 
Он благодарил Бога за милости, оказанные ему. Петрарка настаивает на том, что чисто логические способы постижения Бога ведут не к знанию, а к безбожию. Попробуй в наше время поговори на эту тему... Тебя, по крайней мере, назовут сумасшедшим, либо, что еще хуже, фанатичным радикалом. Печально...

Кто бы знал, что человек, отец-юрист которого вместе с Данте Алигьери (та самая Божественная комедия (она и вправду -- божественна)) был изгнан из родной Флоренции и оставил сыну в наследство ничего кроме... рукописи трудов Вергилия, будет венчан при сенате в Капитолии!

Сам Петрарка, став почтенным человеком в Риме и с сопутствующими привилегиями, постепенно перестал вспоминать этот день, а если и говорил, то с долей иронии, не вспоминая данный труд.

Несмотря на это, день венчания Петрарха традиционно считают началом эпохи Возрождения, а сам Петрарка мечтал о возрождении Римской Великой Империи (о чем, бывало и проповедывал). Кстати, новый Папа, Иннокентий Четвертый считал его... магом, потому что тот любил и занимался Вергилием. (Как истинный Папа он считал себя наместником Всевышнего, мощь которого была больше мощи царей земных. Поэтому небожитель активно вмешивался в чисто мирские дела).

Я чувствую мощное воздействие Публия Вергилия Марона (его Георгики и Энеиды (поясняю -- это историческое римское произведение, поэтический баттл-ответ Гомеру)).
Ох уж эта греко-римская, римско-греческая борьба... Похоже, она никогда не закончится ♡♡♡
Ой, простите, отвлеклась. Это воздействие было Вдохновением.
Но только исторической темой Петрарка не ограничился. Его мадригалы, секстины, сонеты, канцоны были для музыкантов эпохи Возрождения основой. Потом этот интерес угас и вновь воспылал не так давно -- для Шуберта, Листа и др.
Предлагаю пару строк -- сколько чистой любви и красоты. (Сам он называл данную тему несерьезным баловством, даже немного смущаясь).

Свет вечной жизни — лицезренье Бога,
Не пожелаешь никаких прикрас,
Так счастлив я, Мадонна, видя вас,
При том, что жизнь — лишь краткая дорога.

Как никогда, прекрасны вы, коль строго,
Коль беспристрастно судит этот глаз.
Как сладок моего блаженства час,
В сравненье с коим и мечта убога.

Он пролетит — и это не беда.
Чего желать? Кого-то кормят звуки,
Кого — растений сладкий аромат,

Кого живит огонь, кого — вода,
А мне от них ни радости, ни муки,
Мне образ ваш дороже всех услад.

А сейчас современные Мужчины нам говорят.., впрочем Вы и сами все знаете :(

А если б он дописал свою рукопись о жизни Цезаря? Такой поэт и такая личность? Ждала б нас вторая Африка. Но, не судьба. А жаль...

А будет ли грехом, или кто-то обидится, если я признаюсь, что разделяю название одного его труда (и некоторое содержание) "Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру"?
Время-время. Вот скажите мне -- чем, на что и куда мы падаем? Ведь ниже только яма.