Больше рецензий

NataliStefani

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 апреля 2021 г. 13:42

Лучшее на Лайвлибе

865

4.5 Человеческое достоинство, или Надежда в клетке

«Он говорил, что Томми принес ключ, который подходил к клетке, находящейся где-то в глубине его сознания. К такой же клетке, как его собственная камера, только вместо человека в ней был тигр. Тигр по имени надежда».
(Стивен Кинг. «Рита Хейуорт, или Побег из Шоушенка»)

ЗДРАВСТВУЙТЕ!
Вряд ли, что кто-то не слышал о «Побеге из Шоушенка» (Rita Hayworth and Shawshank Redemption). Все знают и автора – Стивена Кинга, и то, что есть одноимённый фильм по повести, впервые опубликованной в 1982 году. Повесть «Рита Хейуорт, или Побег из Шоушенка» входит в авторский сборник «Четыре сезона».

Это история о двух заключённых, получивших огромные сроки тюремного заключения, причём один из них – Энди Дюфресн – пожизненно. Второй – Рэд Смит, от лица которого ведётся повествование, осуждён на три пожизненных срока. Большие сроки заключения – большой временной период, события которого начались в 1948 году.

Книга считается одной из лучших книг Кинга и одним из наиболее любимым им произведений. Она написана в духе психологического реализма, и в то же время невозможно не заметить аллюзию к «Графу Монтекристо» Александра Дюма. Да и сам Стивен не отрицал этого обстоятельства.

Я бы назвала «Побег из Шоушенка» одой интеллекту выше среднего. Невинно осуждённый бывший вице-президент банка, интеллигентный и хладнокровный Энди Дюфресн демонстрирует воистину чудеса выдержки, несгибаемой воли, гениального расчёта и веры, основанной на продуманном риске, в осуществление задуманного побега из Шенка. Но. Ему приходится поступиться чувством собственного человеческого достоинства (чести), но только в одном…

Стивен Кинг в качестве одного из эпиграфов к повести использует следующую цитату:

«Грязные денежки — за грязные дела.
Отзвук этого слышен
В тайных сигналах, в вине виноградном».

Норман Уитфилд

Именно деньги – грязные деньги – это то предательство собственной чести (достоинства) совершает Дюфресн для осуществления своего дерзкого плана. Он становится финансовым консультантом для нечистых на руку своих тюремщиков … Осуждать ли его за это? Считать ли бесчестным? Уместнее ли Дюфресну было сгинуть в тюремных застенках, но остаться честным перед собственной совестью? На эти непростые вопросы и другие читатель ответит сам, когда прочитает повесть. Но, на мой взгляд, это самый животрепещущий, самый главный вопрос произведения.

Я бы не назвала повесть очень реалистичной: в ней достаточно много «счастливых» совпадений, сыгравших на руку главному герою. Впрочем, как и в «Графе Монтекристо» Дюма. Маловероятно, что в условиях частых и неожиданных проверок камер арестантов никому из проверяющих не пришло бы в голову хоть раз заглянуть за постер с красоткой, висящий на стене. У тюремщиков нюх, как у собаки … Дюфресну везло. И не только в этом. Совсем невероятным мне представляется то обстоятельство, что Дюфресн получил план тюрьмы. Значит, не только собственный интеллект и воля к победе являются определяющими в достижении заветной цели. Немаловажно провидение и удача. Смелым помогает Бог!

Как бы то ни было, 27-летнее тюремное заключение, увенчавшееся гениально продуманным побегом, заслуживает сюжета для повести. Повествование от первого лица усиливает ощущение от реальности происходящего. И хотя лично мне нравятся больше истории, в которых автор является сторонним наблюдателем и позволяет читателю тоже наблюдать вместе с ним за происходящим и самостоятельно делать выводы (как в романе «Отцы и дети» И. С. Тургенева), в данном случае автор выбрал верное направление.

Цена свободы – это главное в повести С. Кинга «Рита Хейуорт, или Побег из Шоушенка». Тюрьма, вина и невиновность, соразмерность вины и наказания – также поводы для размышлений.