Больше рецензий

11 апреля 2021 г. 21:43

Лучшее на Лайвлибе

2K

4.5

695f96a22a76.png

В какой-то момент все пошло не по плану и у меня сформировалось весьма странное отношение к творчеству Кинга. Даже несколько предвзятое, однако это уже пришло со временем. Не сказать чтобы это было серьезно, но все-таки… В очередной раз я решилась взяться за книгу Кинга, причем чисто спонтанно, и вышло, к слову, вполне неплохо.

Джейк Эппинг, простой учитель английского языка и литературы, в один из не менее простых, обыденных дней получает весточку (вообще, телефонный звонок) от своего знакомого Эла, владельца забегаловки с такой себе репутацией среди его коллег. Голос звучит так, будто Элу за пару дней стукнуло сто, и его скоро сожрет грипп или что-то в этом роде. Эл просит Джейка приехать, стараясь уверить, что дело крайне срочное. Впрочем, долго уговаривать того не пришлось: голос звучит и вправду отвратительно, как у умирающего…

695f96a22a76.pngВедь и вправду оказалось, что Эл умирает. От рака легких. Вопрос только в том, каким образом болезнь смогла спрогрессировать за такое короткое время. Наверное, Джейк смог бы придумать тысячу теорий касательно этого (прошлое несостоявшегося писателя дает о себе знать), но, когда тебе упорно затирают что-то про пятьдесят восьмой год, “кроличью нору” и перемещения во время, а чуть позже о спасении Джона Кеннеди, о причинах рака легких начинаешь волноваться меньше всего.

Первое, что меня удивило, — отсутствие вступления на тысячу страниц. Серьезно, почти в каждой объемной книге Кинга имеется не менее огромное вступление. В этот раз автор просто переместил читателя в мир, не дал карты и сказал: “Разбирайся сам”. Не сказать чтобы меня это огорчило, конечно, но поначалу все оказалось довольно непривычным, хотя какая-нибудь левая информация про то, кем работал отец Джейка и чем зарабатывал себе на жизнь, была бы уж точно лишней. В итоге начало получилось в меру динамичными и вполне лаконичным, не потеряв логику и адекватную последовательность событий и объяснений.

Второе, на что я обратила свое внимание, — первое лицо. Я долго думала, что не так, и в итоге, в общем, пришла к совершенно другому выводу, но первого лица это все-таки тоже касается. Первое лицо у Кинга мне кажется странным, если честно: привычнее постоянная смена фокала, позволяющая увидеть ситуацию со всех сторон. В конце концов поле зрения читателя оказывается ограниченным одним героем. К этому я сперва отнеслась скептически, но после поняла, что многомиллионный фокал тут ни к чему: герой — чужак, и первое лицо тут только сыграло на руку и автору, и читателю.

Вернемся к теме “Тут что-то не так”. Первую, думаю, половину книги я задавалась этим вопросом: меня не отпускал факт, что эта книга для меня эмоционально тяжелая. Либо сказалось то, что я последнее время жить не успеваю, либо “11/22/63” и вправду поначалу не то грустная, не то тленная. Впрочем, одно другому не мешает, так что… Чуть позже я нашла ряд аспектов, которые не дают мне высмотреть стиль Стивена Кинга: первое лицо; отсутствие постоянной компании и самого автора. Сейчас мое чувство безнадеги исчерпало себя, потому что во второй половине книги у Джейка появляются близкие люди, но до этого, как мне показалось, было лишь беспроглядное одиночество и борьба против прошлого, которое упорно пытается раздавить такую мелкую сошку, как Джейк Эппинг.

695f96a22a76.pngПеред героем стояли лишь Джон Кеннеди и спасение еще нескольких людей, что так и веяло… тяжестью? чуждостью? Перед чтением я и не думала, что эта первая половина романа свалится на меня насколько морально тяжелым балластом. В книгах Кинга всегда есть часть его самого, но тут я ее почему-то не увидела. Были лишь узконаправленные мысли Джейка и фатальность существования персонажей. В книге жила какая-то толика серьезности, полная и грусти, и отчаяния, и безнадеги: страницы про трущобную Мерседес-стрит, иррациональная натура Ли Освальда и непоколебимая цель, стоящая перед героем.

Причем я не могу сказать, что мне это не понравилось. Было тяжело, но необычно для творчества Кинга, потому что лично я вижу его книги довольно простыми, но несколько очаровательными и, может, порой немного жуткими. За первую половину я готова была поставить книге максимальный балл, за это гнетущее чувство одиночества. Однако впоследствии появились и компания, и кульминация в лучших традициях “Мистера Мерседеса”, и развязка в стиле “1984” с пародией на антиутопию. Поэтому, к сожалению, минус полбалла.

Но финал оказался гармоничным, логичным и даже без пожаров и намеков на огонь! Вышло и вправду здорово, в нем я ни капельки не разочаровалась, как и в самой книге, кстати. Ожидала нечто мистическое, приправленное абсурдом, но получила вполне осмысленную вещь, не похожую ни на одну книгу, которую я ранее читала у Кинга (а читала я немало). Фатальность, прошлое, судьбы героев, эффект бабочки — это было прекрасно.

695f96a22a76.png

Комментарии


Самая любимая книга у Кинга, с удовольствием читала, хоть и равнодушна к 60-м.


ой, прекрасно понимаю
мне больше всего нравится "под куполом", если откидывать "темную башню", думаю? но "11/22/63" очень сильное произведение ... особенно на фоне прочитанных +-25 романов у кинга кхм
оно посерьезнее, я бы сказала! и имеет мало сходств с остальными романами. вскользь вспоминаю "страну радости", но там у меня впечатления были очень слабые, тут — почти "вау". затрагивание настолько важного события для америки и писательское мастерство творят чудеса, конечно. привыкла к странной мистике, а тут нечто очень значимое! так что понятны все крайне положительные отзывы, мне самой очень понравилось


Согласна. Кинг проделал невероятную работу, написав столь увлекательный и одновременно такой невероятно проработанный роман.


как всегда замечательно !!!!!!