Больше рецензий

Sukhnev

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 апреля 2021 г. 01:29

2K

2.5 "у природы много способов убедить человека в его смертности"

Что мы знаем о Диком Севере? Не так уж и много (если только, в своё время, не увлекались этой тематикой). Край смерти, территория холода, долина безмолвия. В своём представлении, за неимением подобного опыта, мы даже немного смягчаем суровость условий, в которые попадает северный авантюрист.
Одним таким авантюристом стал всем известный Джек Лондон. Он отправился на Аляску, получил там хорошую встряску, встретил харáктерных людей и творчески вдохновился.
Мне очень нравится идти по творчеству писателя в хронологическом порядке. Это даёт возможность прожить жизнью творца, увидеть его вершины, кризисы, перемену интересов и контекст времени. Поэтому я планирую пройтись от и до по творчеству Лондона и специально не буду заглядывать в дополнительные источники (а исходя из популярности автора в СССР их имеется достаточно много), тем самым, постараюсь сформировать о писателе максимально личное мнение. Пусть даже и ошибочное. Плевать. Это мои отношения с Лондоном и пусть они получатся такими, как получатся.
Итак. Перед нами первый сборник рассказов Джека Лондона. Допустим я никогда не слышал об этом авторе и перед моими глазами работа писателя ноунейма. Что я вижу? Автор посвятил свою работу Северу. В его рассказах нет выдумки. В том плане, что он не выглядит фантазёром и выдумщиком, скорее субъектом, который действительно пережил подобные ситуации.
И несмотря на то, что Лондон использует сугубо повествовательный подход, временами в нём можно заметить атмосферность. Мелкие детали, поведение, эмоции, которые сами по себе, лишь небольшие элементы общей истории, в сочетании становятся цельным сплавом, передающим читателю некую атмосферу Севера.
И в этой атмосфере, где Белое Безмолвие представлено в своей беспристрастности, где время будто бы замерло, а шёпот кажется святотатством, неспешно развиваются события лондонских историй. На страницах его сборника, вы встретите людей разных мастей: туземцев, авантюристов, метисов, бандитов, законников, миссионеров, романтиков и, даже, случайные мореплавателей... иными словами, людей, которые волею судеб оказались среди неприветливых ледяных пустынь.
И сразу становится понятно несколько вещей: 1. человек ничтожен на фоне природы; 2. однако он быстро приспосабливается под обстоятельства (что может привести к утрате цивилизованности); 3. кто-то, так вообще, превращается в дикаря, готового драться за самку; 4. попадая в конфликт с природой, человек проходит некий обряд очищения (борьба с изнеженностью цивилизации, наверное), после которого, либо погибает, либо перерождается в личность нового порядка.
Суровый мир Севера способен пробудить в человек те качества и пороки, которые он умело прятал в цивилизованном обществе. Быть может, Джек пытался натолкнуть нас на идею, что у нашего общества довольно таки большие проблемы. И эти проблемы более всего осязаются на фоне природы и людей иных культур.
И это интересная тема для рассуждений. Современные прогрессивные тенденции постепенно навязают нам идею "ничтожности белых", призывая отрекаться от своих предков, своей истории и культурных свершений. Поэтому попадая в ту старую эпоху, пусть даже и через страницы книг, когда белый человек общался с позиции силы, сначала невольно считаешь персонажей -фобами всех мастей, а потом проникаешься духом времени, трезвеешь и начинаешь более ровно воспринимать реальность.
У Лондона белые и коренные не превосходят друг друга в расовом плане. Противостояние Сынов Волка с Сынами Ворона, конечно присутствует, но всё же, на мой взгляд, второстепенно. Первостепенен же культурный конфликт: технологичная и продвинутая западная культура, пораженная низменностью и человеческими пороками противопоставляется примитивной культуре коренных народов, которая хоть и не имеет больших цивилизационных свершений, позволила сохранить её приверженцам чистоту души, сердечность и высокую нравственность.
Это сложный конфликт, в котором так легко занять ложную позицию, не придав значения разумным аргументам оппонентов. Что же касается позиции самого автора, то как мне кажется, она во многом заключена в финальных словах последнего рассказа сборника. Там алеут бросается на поиски своей похищенной девушки. Он странствует годами и, наконец, находит её. Но прошло уже так много времени, что ни она, ни похититель не смогли его узнать. Он пользуется этим, заманивает их в ловушку снегов, где убивает белого, а затем открывается своей возлюбленной. Её реакция удивляет его, она нападает на алеута, ранит, а затем остаётся умирать, обняв труп своего "похитителя". Израненный алеут выбирается из снегов, где рассказывает эту историю группе слушателей. Часть из них, понятное дело, становится на сторону закона: это убийство. Ну типа, факт есть факт: это убийство. Но существуют некоторые обстоятельства, которые позволяют и на убийство взглянуть под другим углом. Короче говоря, всё не так уж однозначно. И один из центральных персонажей сборника произносит важнейшую для понимания фразу: "Есть вещи выше нашего понимания. Как знать, кто прав, кто виноват? Не нам судить".
Наверное, это и есть позиция Лондона. Он не судья, он простой человек, который не приемлет пороки Западной цивилизации и сталкивая их с жизнью и пороками туземного мира, пытается обнажить их, выставив на показ самые скверные фрагменты нашей культуры.
Но всё таки, эта книга больше предназначена для подростковых мечтаний и грёз. Юные мальчики и девочки, пусть и через страницы книги, могут перенестись в недоступную им эпоху. И благодаря своей бурной фантазии прожить эти дивные приключения, которые, быть может, повлияют на их культурное становление.