Больше рецензий

10 апреля 2021 г. 16:48

2K

4.5 Если бы молодость знала...

"Мидлмарч" - настоящая крупнокалиберная классическая классика из тех времен, когда было куда меньше спешки и суеты, а тайм-менеджмент как понятие еще не существовал. Можно было проводить с таким романом вечер за вечером, смакуя его как хорошее вино.

За 150 лет типажи персонажей, описанные на этих страницах, ничуть не устарели. В хитросплетениях же текста, наоборот, можно увязнуть, не подготовившись заранее к его тягучей нравоучительности. Я почти забросила чтение на середине при первой попытке. Пришлось возвращаться к началу и штурмовать книгу снова, на сей раз успешно. Но по-настоящему я прониклась этой историей (точнее, этими несколькими переплетающимися историями) после просмотра экранизации. Все-таки ТВ-адаптации классики от Эндрю Дэвиса - это праздник.

Роман основательный, многоголосый, с несколькими основными сюжетными линиями и небольшой, но важной предысторией, которая составляет одну из главных интриг романа. Совершенно в духе Диккенса. Персонажи из самых разных слоев: аристократы, средний класс, наемные работники, политиканы, банкиры, духовенство.

Действие разворачивается в небольшом провинциальном городке Мидлмарче в конце 1820-х. Конечно, уделяется внимание и политической повестке того времени с разборками тори-виги, но для понимания романа важно лишь, что грядут перемены. И вот, все бросаются улучшать жизнь. Кто-то - разглагольствованиями с трибуны, кто-то - внедрением новшеств на местах. Одни стремятся на этом нажиться, другие им не дают, ломают станки и побивают строителей железной дороги.

Идеалистически настроенная молодежь мечтает о покорении новых вершин в науке, политике, любви. В итоге почти все они откусывают кусок больше, чем способны проглотить, и вынуждены вместо этого глотать разочарование от крушения радужных надежд. В это время городские кумушки и старожилы Мидлмарча, конечно же, судачат обо всех и обо всем. Бонусом идут нравоучительные пассажи от автора.

Одной из главных тем, препарируемых Джордж Элиот, является брак и семейная жизнь. В Мидлмарче история браком не заканчивается, она им только начинается. По-разному складывается жизнь семейных пар, как новоиспеченных, так и тех, что со стажем. Главный вывод, к которому приводит автор - если в браке нет доверия, то ничего хорошего из него не получится.

Пожалуй, "Мидлмарч" - это тот случай, где любимчиков среди героев скорее нет, а роман выигрывает как раз за счет равнозначности персонажей для истории в целом. Но все же несколько отдельно стоит Доротея Брук - душа этого романа и, в общем, луч света в темном мидлмарчском царстве.

Остальные - куда более приземленные личности. Дядюшка ее - чистой воды диккенсовский персонаж. Легкомысленные Розамунда и Фрэд Винси. Правильные во всех отношениях Селия и Четтем. Запутавшийся Лидгейт, действующий из лучших побуждений, но зачастую принимающий неверные решения. Работяги Гарты. Уилл Ладислав, с которым гордость и стремление к независимости чуть не сыграли злую шутку. Все они варятся в этом котле удач и разочарований, амбиций, благородных порывов, пороков, любви и ненависти, имя которому Мидлмарч. Другими словами - жизнь.