Больше рецензий

Rita389

Эксперт

экспирт-побокальник и тихушница игровых флудилок

10 апреля 2021 г. 16:18

564

4 Чудотворцы

Таким был один из вариантов названия романа. Чудеса бывают не всегда положительными, но часто выдающимися, иначе это не чудеса.
Начитавшись рецензий в 2015 году, тогда же добавила роман в хотелки, но читательские планы дошли до него только сейчас.
Раньше у Фейхтвангера читала другой роман о распространении нацизма по Германии - "Семья Опперман". За 5 лет после прочтения вспомнила лишь травлю в школе, а взрослая часть сюжета выветрилась напрочь.
В "Братьях Лаутензак" действие происходит в 1931-33 годах, и главным героям, собственно говоря, братьям Оскару и Гансу Лаутензак уже перевалило за 40 лет. Поначалу роман читался туго, слишком размеренно, скучно, без огонька. Я так до конца и не поняла, был ли у Оскара реальный дар, или вместе с толстым лысым иллюзионистом Алоизом только мошенничал. Ловчили руками и бойкими языками они безусловно, но была ли настоящая потусторонность?
Многие персонажи романа имели реальных прототипов, только прототипы Оскара и Ганса в реальности не были братьями, а даже принадлежали к разным нациям.
Отношение между братьями - одновременное отталкивание и притягивание, использование друг друга и месть за детские обидки, зависть пополам с восхищением за карьерные и любовные успехи. Язык обоих братьев намеренно груб, причём переводчики ограничились литературными формами ругательств, что подчас звучит грубее, чем откровенный мат. Не вспомню, где бы в произведениях не о сельском хозяйстве я бы чаще встречала слово "скотина". Вроде бы не грубое слово, но подлые братья, не раз предававшие друг друга, называют так друг друга и остальных очень часто вкупе с другими оборотами. Реально, лучше бы матерились.
Ещё чтение затрудняется отсутствием положительных героев, негде отдохнуть от удушающих описаний причуд избалованного артиста Оскара, его беспринципного братца, кучки аристократов-промышленников и военных, сделавших Гитлера Гитлером.
Второстепенный персонаж, умный и вёрткий антрепренёр однажды, в роковую для себя минуту, отказал в содействии второсортному актёру из австрийской провинции, пожалеть о содеянном он не успел. Плохой актёр и художник не потянул в реальных созидательных профессиях искусства и подался в политику. Актёрским приёмам владения публикой Гитлера и Оскара учил один наставник. Во многом другом они тоже схожи, правда, Оскар глупее и неосмотрительнее. Заигрался он во вседозволенность.
Слушала роман в исполнении Ларисы Юровой. Мне кажется, ей бы больше подошёл нон-фикшн. Этот роман Фейхтвангера однозначно перечитывать не буду.

РОман прослушан в Коте в мешке, школьной вселенной, Игре в классики, как разгребатель дальних страниц виша в Борцах с долгостроем, как очередная ступень в гору.