Больше рецензий

Elena-R

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 апреля 2021 г. 08:38

1K

3 Когда Бафомет отправил за Лигуэтом

Знаете, вот бывает иногда: замахнулся, руку далеко отвёл по всем правилам и собрался метнуть, например, гранату. Учебную, конечно. А она, зараза, взяла и шлепнулась чуть ли не под ноги. То ли техника подвела, то ли граната какая-то не такая… Подобные ощущения остались после "Теней…" Казалось: эх! Щас каааааак со свистом полетит! Ан нет. Какой-то вжик.
Были, были все предпосылки сделать эту историю грандиозной. Две параллельных истории, причём уже обе для нас из прошлого. Одна уводит читателя совсем далеко, в середину XV в., с крестовыми походами, борьбой орденов друг с другом или с общим врагом, другая протекает поближе к нам, весной 1945 г. в Пиллау (ныне г.Балтийск). В одном из интервью А.Иванов сказал, что увидел замок и понял, что хочет написать историю о нём. История получилась, причём во всех смыслах: как повествование со своими законами и как отголосок её самой, той истории, в которой наше прошлое.
Не раз при чтении вспоминался А.Дюма с его романами, которые очень условно можно назвать историческими, а вот захватывающими – да. И конечно, никому не приходит в голову упрекать его в том, что вовсе не из-за подвесок королевы могла развязаться война между Францией и Англией. Требовать строгого историзма и здесь не стоит, да и сам автор вовсе не заявлял книгу как исторический роман. История здесь, скорее, фон. И такой условный костюмерно-декораторский цех, где, покопавшись, можно найти что-нибудь эдакое, прицепить это к герою, а то и много чего насочинять при определённом умении. А уж в таком умении писателю не откажешь.
Если же чего-то подлинно исторического не найдётся, то надо придумать. Здесь автор силой воображения создал якобы святыню тевтонского ордена: меч Лигуэт, которым когда-то была отрублена голова Иоанна Крестителя. Именно этот артефакт – тот маяк, на свет которого плывут сюжетные линии и герои в каждом из двух параллельных исторических пластов.
Та часть, что связана с далеким прошлым, показалась более интересной и продуманной. Там и рыцари всех мастей, и какие-то исторические детали, которые и создают нужную атмосферу, и даже выполняют некую просветительскую функцию. Так, легко и непринуждённо можно узнать, какого рыцаря называли однощитным, что клуатр – это внутренний двор замка, а бургфрид – его главная башня. Эта средневековая часть полна мистических событий, в ней является сам Бафомет (ну, вы догадываетесь, кто это), старичок зиггон, а из могилы откапывают прекрасную девушку в белом платье – суккуба. В этой части мистика вполне органична и воспринимается как должное. Может, потому, что даже исторические факты за давностью лет воспринимаются едва ли не сказкой.
Во второй части, той, что в 1945 г., мистика звучит далёким отголоском, но тот же Лигуэт, проржавевший и ставший музейным экспонатом, всё ещё влияет на судьбу героев, а один из главных, Клиховский, должен разыскать его во что бы то ни стало и разрушить наконец родовое проклятье.
Очень не хватило здесь глубины персонажей. Все они лишь винтики истории, которую просто надо сделать увлекательной. Впрочем, а так ли это просто и можно ли за это упрекать автора? Было ли интересно? Да. Можно ли назвать эту вещь большим романом? Нет. Наверное, и не нужно. Если не нырять глубоко, то и лоб не разобьешь.
Получилась скорее приключенческая книга, пожалуй, для подростково-юношеского возраста. Того счастливого времени, когда зачитывались В.Скоттом, А.Дюма, Ф. Купером. Нынешние подростки вряд ли знают, кто это, а вот тем, кто читал и любил, скорее понравится, хотя и с оговорками.

Комментарии


Очень уж напоминает современное кино, где везде силикон, пластик и виртуальная реальность.


Наверное, в чем-то вы правы


Почитайте и мою рецензию