Больше рецензий

9 апреля 2021 г. 07:46

203

5

Предпоследняя пьеса Миллера. Примерный перевод названия: "Блюз Воскрешения".

Ненамеренно, но очень удачно выбрала эту пьесу в период между двумя Пасхами, католической и православной. Дело в том, что ключевая тема этой пьесы в шести актах с прологом - реакция современных людей на новое пришествие Сына Божьего. Только на этот раз он не иудей (этот момент пару раз обсуждается по ходу пьесы) и появляется он в одной из тех стран Южной Америки, которые страны более экономически удачливые привыкли относить к Третьему миру. Что и не мудрено - кроме восхитительной природы других ресурсов в этой стране можно сказать и нет. Зато есть военная диктатура, последствия затяжной партизанской войны, нищета, антисанитария, наркоторговля, коррупция, 2% населения владеют 98% движимого и недвижимого имущества, далее по списку.

Один из героев этой пьесы - глава страны, диктатор и, что очевидно из выше сказанного, военный. У него есть брат, который в молодости ещё пытался выступить за идеалы революции, но потом его запал потух, он уехал из страны и стал преподавать ("трагедию"), читая лекции по всему миру. Его дочь от первого брака, бывшая наркоманка, желая что-то изменить, подалась в революционеры, но в итоге потеряла всех своих друзей - их расстреляли, а ее, благодаря вмешательству дяди, оставили в живых. В отчаянии она пытается покончить с собой, выпрыгивает из окна, но не погибает, а очень сильно травмируется. Ее отец возвращается в страну и в шоке от увиденного пытается убедить брата, что нужно отказаться от диктатуры и смертных казней. И вот тут начинается самое интересное...

Власти арестовывают человека, которого считают предводителем сил сопротивления. Его обвиняют в организации террористических актов, хотя его сторонники и сочувствующие в один голос утверждают, что он против насилия в любой форме. Но диктатуре нужно продемонстрировать власть, поэтому должна состояться очередная казнь - через распятие приговорённого на кресте (так тут принято). При этом эксклюзивное право на съемку и трансляцию казни продано за большие деньги американской корпорации, специализирующейся на рекламе... косметических средств, медицинских препаратов и т.п.

Новый мессия не появляется "в кадре" в образе человека, но время от времени все участники событий (и зрители заодно) видят очень яркий свет там, где должен находиться "святой революционер". Герои пьесы разделились на два лагеря: на тех, кто против казни (по разным причинам), и те, кто всеми руками, зубами и кошельком за. Сам же не-Иисус (у него много имён, и он постоянно их меняет) в сомнениях: ему кажется, что его смерть на кресте может принести пользу простым людям.

Только одна цитата (перевод мой). В самом начале пьесы племянница диктатора рассказывает о некоторых участниках дальнейших событий. Вот что она говорит о своем отце и его убеждениях на тот момент:

Подобно многим глупцам, иногда он демонстрирует безумную мудрость. Теперь он говорит - несмотря на свою натуру философа, - что я должна отказаться от идей, которые только приводят к другим идеям. Вместо этого мне следует думать об определенных, конкретных вещах. Он говорит, что у русских всегда было больше идей, чему у кого бы то ни было в истории, и в итоге они оказывались в яме. У американцев идей нет, и успех сопровождает их на каждом шагу.

Прочитано в рамках клуба "Драматургия"