Больше рецензий

8 апреля 2021 г. 20:35

786

5 ЖАЖДА ПРОЩЕНИЯ

Испанцу (и баску) Фернандо Арамбуру удалось написать по-настоящему замечательный роман – «Родина» (“Patria”). Замечательный не только потому, что получил немыслимое количество премий в разных странах, а телевещательный гигант HBO снял по нему сериал. Сам этот эпитет, возможно, покажется слишком легковесным, не отражающим в полной мере уровень мастерства писателя и серьёзность поднимаемых им тем. Поэтому добавлю – масштабный, яркий, атмосферный, апеллирующий и к уму, и к сердцу. И, что очень важно, актуальный не только для Испании, ведь Родина – одно из фундаментальных понятий, и каждый трактует его по-своему, в зависимости от мироощущения и внешних обстоятельств. События в романе разворачиваются в основном в Стране басков, автономном сообществе на севере Испании, известном не только своей самобытной культурой, но и тем, что в конце 50-ых годов прошлого века здесь возникла леворадикальная сепаратистская организация Э́ТА, совершившая сотни террористических актов и державшая в страхе всю Испанию вплоть до своего окончательного самороспуска в 2018-ом году. Автор рассказывает нам историю двух семей, живущих в безымянном посёлке (эдакий собирательный образ), расположенном недалеко от Сан-Себастьяна, здесь все друг друга знают практически как облупленных, и именно это вынуждает людей всё делать с оглядкой, подчиняться инстинкту толпы. Общественно-политическая обстановка в регионе давно уже бурлит, накаляясь с каждым годом, а будни пропитаны политикой так, как земля влагой после продолжительного ливня. Множество молодых людей рисует в своём воображении «райскую картину: социализм и независимость, семь территорий Страны басков, объединённые вместе, никаких классовых различий, и там даже трава – спорю на что угодно – будет говорить на эускера». Два друга не разлей вода - Чато, бизнесмен, занимающийся грузоперевозками, и Хошиан, работающий у печи в литейном цеху и души не чающий в своём огороде, их жёны Биттори и Мирен, задушевные подруги – далёкие от политики люди – попадают в водоворот событий, который делает их врагами на всю оставшуюся жизнь. Да что говорить, если даже мать и дочь могут поссориться на почве политики и по пять лет не общаться друг с другом. Фернандо Арамбуру просто потрясающе раскрывает характеры своих многочисленных героев, они прописаны настолько точно и филигранно, что забыть их, кажется, вряд ли получится. И родители, и дети – двое в одной семье, трое в другой – все настолько разные, кто-то равнодушный, «как выхлопная труба у мотоцикла», кто-то упрямый, «как телеграфные столбы», кто-то – «кремень, а не человек, мачта, крепко стоящая под штормовым ветром», но писателю удалось показать их настолько естественными, вывернув наизнанку всю суть, что им веришь и сопереживаешь. Боль физическая и душевная, предательство, несчастная любовь (Клаус-Дитер, зачем ты так с Нереей?), семейные отношения (зачастую это смех сквозь слёзы), поиск себя, чувство вины, жажда прощения - разобраться бы во всём этом, а ведь тут ещё и политика, от которой невозможно спрятаться даже в собственной квартире. Автор никуда не спешит, но при этом постоянно перебрасывает нас из одних временных отрезков в другие, насыщая многослойными оттенками масштабное полотно. Понравилась структура романа – внушительный объём совершенно не напрягает, потому что каждая из 125 глав (каждая со своим названием!) содержит от пяти до восьми страниц – отличное решение, позволяющее поразмышлять, а в определённых местах даже провести параллели с ситуацией в своей стране. Порадовало то, что Арамбуру не скатывается в патетику, не сыплет нравоучениями, не навязывает свою точку зрения, вынося вердикт в пользу одной из сторон конфликта, а старается держать нейтралитет, предоставляя нам самим возможность взвесить все аргументы и сделать выводы. Даже фразу, которую можно считать основной идеей книги, он вкладывает в уста одного из своих героев – безымянного писателя, участника встреч в рамках Дней, посвящённых жертвам терроризма – это «протест против преступлений, совершаемых во имя тех или иных политических идей, во имя родины, когда кучка вооружённых людей при постыдной поддержке определённой части общества решает, кто для этой родины свой, а кто должен покинуть её или вообще исчезнуть». Одна из лучших прочитанных мной книг за последние пять лет.