Больше рецензий

7 апреля 2021 г. 17:52

336

5 "Кровопотеря души"

Если вы не боитесь потерять сюжетную нить, отвлекаясь на яркие, прописанные до мелочей картинки, посвящённые жизни старого города или бытового уклада, семейным тайнам или даже просто процессу закипания чайника, книга Дины Рубиной для вас.

Если вы готовы окунаться в хитросплетения образов, ярких метафор, неожиданных эпитетов, если получаете удовольствие от добротного текста, искусно сотканного из витиеватых фраз, диалектных словечек, профессионального жаргона, разговорной лексики и правильного литературного слога, не считая при этом такую манеру повествования "неоправданным словоблудием", получите от прочитанного настоящее наслаждение.

Язык Рубиной обволакивает, завораживает, не отпускает, погружая в атмосферу повествования. Его смакуешь, как дорогой напиток.

Рассказанная история и не может быть подана иначе. Слишком она многопланова и глубока, слишком многозначна, начиная уже с названия.

Синдром Петрушки - это и родовое проклятие, и болезнь, и своеобразный дефект души, и одержимость кукольным миром до такой степени, что человек становится главной куклой.

История первой Куклы и первого Кукловода в жизни Петра Уксусова. История его гениальности и всепоглощающего одиночества, его безмерной тоски и счастья.

Сплав радости и боли, любовь, спаянная с ненавистью, спровоцированное горем безумие.

И уже неясно, кто тут по-настоящему сумасшедший: создающий для выступлений точную копию жены артист - кукольник Уксусов, теряющая от горя рассудок и ревнующая к кукле Лиза, домашний тиран порочный Вильковский, проигравший в карты свою жену-племянницу, или врач психиатр Борис, фиктивно женатый на фактической жене своего друга.

Множество отдельных историй, как в лоскутное одеяло, складываются в полотно безумного мира: «Страна в то время уже начинала раскачиваться на похмельных лапах, и чувствовалось, что, рухнув, придавит, к чертовой матери, кучу народа».

Некоторые необъяснимые вещи вполне объяснимы при помощи лёгкого налета мистицизма, без которого не обошлось в романе. Но налет этот настолько лёгкий, что запросто можно сослаться на цепочку совпадений и больное воображение действующих лиц.

«Степень отчаяния – вот что в конечном итоге решает дело». О различной степени отчаяния, в общем, и написана эта книга. Книга, проникающая, бередящая, не отпускающая. Книга, о которой сложно говорить, не раскрывая интриги. Книга, в которой так явственно передана «кровопотеря души», где Кукловод сам является чьей-то Куклой.