Больше рецензий

olgavit

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

7 апреля 2021 г. 16:27

649

3.5 Чья жизнь в стремлениях прошла, того спасти мы можем

Предложи кому-либо бес заключить с ним сделку, то многие, пожалуй, согласились бы (впрочем сослагательное наклонение не совсем уместно) обменять голос совести на деньги, удовольствия, славу, власть или хотя бы покушать всласть (как говорится, нужное подчеркнуть). Фауст скрепляет договор с Мефистофелем кровью, продает душу дьяволу, чтобы познать смысл жизни. Он жаждет знаний, чтобы постичь "все действия, все тайны, всю мира внутреннюю связь.." Зачем? Ответ будет чуть дальше

Не в славе суть. Мои желанья –
Власть, собственность, преобладанье.

Абсолютная власть для достижения абсолютного счастья. Примерно так.

Как известно "с кем поведешься, от того и наберешься". Подогреваемый Мефистофелем и движимый исключительно плотским влечением, Фауст вступает в отношения с Маргаритой и покоряет ее себе. Он не мог не осознавать, что для юной и непорочной девушки их связь будет разрушительна. Первая часть заканчивается трагически. Маргарита, полюбившая всей душой, покорилась Фаусту, но разрушила свою жизнь. Она становится невольной виновницей смерти матери, от руки любимого погибает брат, разум девушки помутился, на ней еще и убийство собственного ребенка. Маргарита полна раскаяния и потому спасена. Искупление через покаяние, с первой частью вроде все понятно.

С Фаустом дело обстоит иначе. Вторая часть книги, это вторая жизнь Фауста. Он, сопровождаемый Мефистофелем, попадает в античный мир. Персонажи здесь обобщенные символы и образы, читать было сложно и не все понятно, да и с греческой мифологией я плохо знакома. Философские рассуждения второй части книги дались с трудом. В итоге Фауст, не сделавший ничего хорошего, после заключенной сделки, а наоборот, имеющий за собой целый шлейф грехов, живущий по принципу "цель оправдывает средства", связавший свою жизнь с лукавым, в итоге оправдан и вознесен на небо. Вроде, как-то совсем не по-христиански. Получается, либо Гете стремился вывести свою теорию спасения человеческой души, либо как писал Андрей Кураев: " Он (сюжет) начинается с того, что Бог говорит Мефистофелю: "Тебе позволено. Ступай и завладей его душой. И если можешь, поведи путем разврата за собой". То есть Бог снимает Свою защиту со свободы человеческой души Фауста. И тот оказывается бессилен перед духом злобы. Фауст не свободен в своем странствии, он не сам виноват в своем бедствии , он был пленен Мефистофелем с разрешения Господа, он побежден, но любовь Христова окажется сильней"

Мое восприятие "Фауста" Гете очень напомнило отношение к Данте Алигьери - Божественная комедия . И там, и там оно колебалось от полного восторга до разочарования. Когда понимаешь, что ничего не понимаешь читать становится сложно и скучно. Поэзия, мистика, религия, то общее, что связывает эти два шедевра. Но если в "Божественной комедии" спасение души происходит через переосмысление своей жизни после созерцания мук ада, то в "Фаусте" спасение построено не на осознании героем своих пороков, а исключительно по милосердию Божиему за стремление к познанию истины.

Книга прочитана в рамках игры "Новогодний флешмоб -2021" за совет спасибо LunaLina
"Игра в классики"
"Книжный винегрет" игра "Жанровый Коммандос"

Понятно
Мы используем куки-файлы, чтобы вы могли быстрее и удобнее пользоваться сайтом. Подробнее