Больше рецензий

6 апреля 2021 г. 13:42

289

5

Невероятное сочетание - виртуозного владения языком, того самого британского юмора, философских размышлений, детективного сюжета и легкой иронии. Долгих раздумий и открытий после. И все это на крошечном пространстве в 150 страниц.

История начинается в тот момент, когда к трем приятелям - старшеклассникам присоединятся новичок — Адриан. Неординарный ум и смелость быть собой быстро завоевывают признание учителей и одноклассников. Обычно школьные компании распадаются со временем, растворяется постепенно и дружба наших героев, но с ним, Адрианом, по-прежнему, каждый из них ревниво поддерживает связь. Вплоть до его внезапного самоубийства.

Через сорок лет после происшествия, герой книги получает письмо — ему завещан личный дневник его друга и небольшая сумма денег. Завещатель — мать его первой девушки, Вероники. Однако, сама Вероника категорически против передать ему наследство, а вместо дневника отправляет ему ксерокопию письма, когда-то написанного главным героем своему другу Адриану. И вот тут неспешный рассказ-воспоминание превращается в болид Формулы-1.

Писать что понравилось, а что нет не имеет смысла — все. Роман похож на изящную безделушку времен Возрождения. Эстетически прекрасна, мала, изображения — сплошь аллегории и ссылки, внутри секрет. И Барнс, а присутствие автора меж строк ощущаешь отчетливо, никаких подсказок ни герою ни читателю не дает. Так и бродишь за героем, невольно задаваясь вопросами о собственной никчемности, пытаясь решить загадку и подспудно ужасаясь — А не наляпал ли я в юности, такого же «письма»?

Катарсис случается в самом конце и накрывает героя с такой силой, что сгоревшие предохранители его мозга способны лишь коротить на расспросы о жареной картошке. Осознание придет позже и принесет больше вопросов, чем ответов. И я сейчас не только про Энтони. Это и про читателей романа тоже. Обдумывать или перечитывать будете однозначно, даже если роман не понравится.

ЗЫ. Про владение языком я уже писала, а про ассоциативный ряд и метатекст напишу пару строк ибо тут, то самое, за что я люблю постмодерн.

Угадайки и отсылки. Вечная игра. Переклички с Тремя мушкетерами Дюма, легкий аромат закрытой подростковой группы в элитной частной школе Донны Тарт и структура романа, состоящая из отлично сложенных, но всё же отдельных частей. Кусочки ясно видны-разница в стилистике речи весьма яркая. Вместо описания характеров и ценностей персонажей — обзор любимых книг и музыкальных дисков. Понять героев можно либо имея некий бэкграунд в запасе, либо озадачиться его приобретением. Этакий завуалированный совет от Барнса на извечную тему - Что почитать?
Кроме самого автора и его ссылок, что?