Больше рецензий

Edessa

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 апреля 2021 г. 23:29

906

3 Спойлер Ох уж эта Лора!

Заметила, что получаю удовольствие от книги только тогда, когда среди действующих лиц нет упомянутой в заголовке моего отзыва героини. Завязка, противостояние Мэриан и графа, расследования в сельской местности, даже описание выходок Персиваля Глайда читаются с интересом, но когда на сцене появляется Лора, я не могу подавить зевоту. Причем вовсе не от того, что недолюбливаю положительных героев и имею склонность к отрицательным, просто мисс Очевидность Лора Фэрли - настолько безликая особа, что зацепиться в ее облике, поступках и характере решительно не за что. Хотя нет! Один раз она позабавила, когда попыталась жестко проманипулировать своим будущим супругом, попробовав возложить ответственность за возможную и весьма вероятную неудачу их брака на него - мол, не люблю, сердце отдано другому, хотите - женитесь, хотите - нет. Ее будущий муж поступил так, как он поступил, а что, интересно, в этой ситуации должен был сделать человек, исполненный самых благих намерений? Отказаться от невесты? Подло. Не отказываться? Тоже ничего хорошего, ведь она этого брака не желает. Вот что значит иметь дело с мисс Очарование, когда она решилась на Поступок. Пусть уж лучше сидит на диване с нюхательной солью, рисует неумелые офорты или пребывает в обмороке.

По правде говоря, и другие характеры в книге яркостью не отличаются. Уолтер Хартрайт скучен, Анна Катерик добросовестно окутана тайной, баронет вечно выпадает из объектива повествования. Мэриан Голкомб имеет все шансы завладеть вниманием читателя и действительно завладевает, да только мотивы, которыми она руководствуется, не слишком впечатляют. Быть наперсницей недалекой сестрицы, которая добровольно взяла на себя роль жертвы и тянет в бездну саму Мэриан - незавидная роль без всяких перспектив. Отсутствие у мисс Голкомб желания реализоваться в жизни при таком энергичном характере удивляет. Учитывая особенности положения женщин в Англии середины 19 века, все же можно предположить, что у Мэриан, бесприданницы и падчерицы в аристократическом доме, могли возникнуть опасения относительно собственного будущего, а ее деятельная натура могла бы помочь ей решить возможные проблемы посредством удачного замужества или получением профессии (иначе говоря, ей стоило взять пример с Уолтера Хартрайта). Конечно, легко советовать со стороны, но поведение Мэриан порой обескураживало. И еще эта ее страсть писать подробнейшие дневники в чужом доме, наполненном шпионами, в аморальности которых она абсолютно уверена, что и заносит каждый вечер в свои заметки. Автор оправдывает это тем, что на барышень-де обрушивалась такая лавина информации, что все это просто необходимо было скрупулезно записать, а то память-то короткая, девичья. А что записывать-то? Что Анна Катерик пришла в беседку и ничего по существу не сказала?

Интрига в принципе неплохая, но, как бывает по обыкновению в произведениях, сочетающих мелодраму и детектив, развязка не вполне впечатляет. И женщина в белом весьма прозаическая, и у баронета довольно дохлый припрятан в шкафу скелет - так, мааленький скелетик. И чуточку веет от перипетий сюжета желтизной - относительно поведения папаши ангелоподобной Лоры - "одного из самых красивых людей Англии" (о семействе Фэрли всё только в превосходных степенях). Что он был за человек, в гостях не забывавший про служанок и водивший нежную дружбу с негодяем-баронетом? Автор скромно это опускает. Главное, что Лора - ангел, положите жизнь на алтарь служения ей!

Я бы не поставила Уилки Коллинза в один ряд с такими писателями, как Диккенс, Теккерей, Харди, и даже романы Джордж Элиот и Элизабет Гаскелл поднимают куда более серьезные вопросы. При внешнем сходстве прозы Коллинза с этими авторами (да с той же Шарлоттой Бронте, но сколько в "Джейн Эйр" подлинной драмы!), плавает он мелко и героев выдает не вполне живых, а сериально-мыльных. Его проза предназначена для развлечения, и стала эталоном для авторов, пишущих в подобном ключе. Вот только подчеркнутая обстоятельность эпистолярного жанра, уместная в позапрошлом столетии, уже несколько устарела в наши дни. Хорошо, что классика никогда не устаревает.

Комментарии


Отлично сказано!