Больше рецензий

5 апреля 2021 г. 20:39

1K

5 Бремя страстей человеческих

Нелегко писать впечатления о книгах, которые представляют собой такие огромные полотна. Такие романы вмещают в себе ответы почти не все вопросы, мучающие человека на протяжении его жизни. Думаю, будет лучше, если я разделю свою рецензию на две части: в первой я напишу свои мысли и впечатления о самой истории, рассказанной Моэмом, а во второй постараюсь капнуть поглубже и рассмотреть взгляды на жизнь Филиппа, к которым он пришел к концу произведения. 

Если отбросить весь философский подтекст, история сама по себе очень интересная. Наблюдать за жизненным путем Филиппа доставляет огромное удовольствие. Вместе с Филиппом мы путешествуем по городам и странам, изучаем самые разные профессии от священника до врача. На своем пути герой встречаем много мудрых и незаурядных людей. Как только Филипп встретил Милдред, у меня стали появляться вопросы. Ну не могу я поверить в такую любовь и нездоровую страсть к девушке, которая не испытывает к тебе абсолютно никаких эмоций. Как бы это не звучало, любить нужно за что-то. Я не увидел ни одной причины, по которой Филипп мог бы так безумно влюбиться в эту девушку. Мне кажется, что Моэм специально гиперболизирует любовь Филиппа и делает ее какой-то неправдоподобной. Концовка книги мне понравилась, причем до самого конца невозможно ее угадать. Героя так часто метает от отчаяния до триумфа, что ближе к концу уже не знаешь, что его ждет. 

Теперь я поделюсь мыслями, которые посещали меня во время прочтения. Это чисто мое мнение, на правду я не претендую. С самого начала Филипп пытается разобраться в своей жизни и в том, как правильнее ему ее прожить. Не найдя для себя ответов в религии, он встречает в Париже Кроншоу. Кроншоу знакомит Филиппа с философским течением фатализма. Фатализм – это вера в неотвратимую судьбу, вера в иллюзию выбора и в то, что все в мире уже заранее предопределено. Вначале Филипп не воспринимает эту теорию всерьез. Но на протяжении всей книги мы видим, как люди пытаются бросить вызов судьбе, и они оказываются бессильны перед нею. Как бы не старалась Фанни, художницей она так и не стала, точно также как и Филипп. Как бы ни хотел Филипп по настоящему заполучить любовь Милдред, ему это не удалось, чтобы он не делал. Как бы ни хотела Милдред быть независимой от денег Филиппа, у нее не получилось, судьба все время оказывалась сильнее, и она вынуждена была возвращаться к нему. Но все же Филипп не остановился на одном лишь фатализме. Смерть старого друга Хэйуорда оказала на Филиппа сильное впечатление. Он по новому стал смотреть на жизнь и смерть. Филипп вдруг понял, что не важно как мы относимся к своей жизни и судьбе. Мы можем думать, что все уже заранее предопределено (что мы просто заполняем узор, заранее нарисованный творцом) или же, что мы сами хозяева своей жизни. Абсолютно не важно, как и сколько продлится ваша жизнь. Ваш узор будет уникальным и неповторимым. Не бывает плохого узора, а значит, не бывает плохо пройденной жизни. Напрашивается самый простой вывод, что жизнь бессмысленна, и что получать от нее нужно как можно больше удовольствия (о чем тоже поведал Филиппу Кроншоу в одном из их диалогов). Как только Филипп искренне для себя принимает эту мысль и отпускает свое прошлое, его жизнь начинает налаживаться сама по себе. Он уже не строит далеких планов, не переживает о будущем так, как раньше. Филипп в конце книги и Филипп в середине – это два абсолютно разных человека. Путь, пройденный нами вместе с главным героем, показывает, как сильно влияют наши мысли и убеждения на нашу жизнь. Чтение этой книги – это один из способов получить мысли, которые возможно повлияют на вашу жизнь так же, как они повлияли на жизнь Филиппа. 

Стоит ли что-то говорить о художественной стороне произведения? Не хватит слов, чтобы описать, насколько превосходный стиль и слог у Моэма. Это идеальный пример того, как должен быть написан роман.