Больше рецензий

NataliStefani

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 апреля 2021 г. 17:00

1K

4.5 Когда наступает НИКОГДА, или Три решки, один орел…

«В тот миг я осознал, что зря ввязался в это гиблое дело, что любоваться на мертвое тело у меня не было ни малейшего желания».
(Стивен Кинг. Повесть «Тело» из сборника «Четыре сезона»)

ЗДРАВСТВУЙТЕ!
Никогда не знаешь, где найдёшь, где потеряешь! Для меня неожиданно интересной оказалась повесть Стивена Кинга «Тело» из сборника «Четыре сезона». Оригинальное название – The Body, или другое название – «Труп», написанная в1982 году в жанре реализм.

На мой взгляд, история интересна не только благодаря приключениям четырёх 12-летних пацанов, отправившихся в поход на поиски погибшего мальчика по имени – Рей Брауэр. Замысел Кинга этим не ограничивается. Он показывает, как рождается писатель, который впоследствии становится знаменитостью. Кроме того, я увидела в повести и глубокий социально-философский и психологический смысл, и даже – религиозный.

Городишко Касл-рок 1960-го года в штате Мэн ничем не примечательное поселение. Автор рисует захолустье, в котором каждый выживает так, как может. Но уж больно жестоки и круты нравы местного населения! Не потому ли все персонажи повести – подростки 12-ти лет и группа более старших ребят, как бы мы сказали сейчас, из группы риска?

Крисс Чамберс, который возглавил экспедицию по поиску трупа мальчика, – сын запойного алкоголика. Его старший брат – Фрэнк сбежал из дому в семнадцать, поступил служить на флот и кончил тем, что сел за изнасилование и вооруженное нападение. Средний брат, Ричард, известный более под кличкой «Глазное Яблоко» – гопник из компании гопников отличался невероятной жестокостью даже по отношению к родному брату.

Тедди Душан – покалеченный собственным отцом мальчик, инвалид по слуху и по зрению, - самый настоящий псих и сын психопата.

Гордон (Горди) Лашанс – рассказчик, от лица которого ведётся повествование, тоже из неблагополучной семьи. Его старший брат Деннис (10 лет разница), погиб в автокатастрофе – в армии. В этой семье вообще странные отношения и психологически здоровыми их никак не назовёшь…

На фоне ярко и образно описанных портретов персонажей повести находят вполне логичное объяснение все последующие события.

Две группы подростков – младшие и старшие ведут себя безнравственно и негуманно по отношению к телу погибшего мальчика. Им никто не объяснил и не мог объяснить, как нужно себя вести. 12-тилетними движет любопытство: они никогда не видели мёртвого мальчика, тем более, он их ровесник. Они просто хотели найти тело Рея Брауэра первыми, так как никто не мог этого сделать. Конечно, их походом двигало тщеславие.

Старшие – оказались подлее и циничнее младших. Зная раньше всех, где погиб мальчик, им и в голову не пришло заявить в полицию из-за собственных шкурных, преступных интересов.

Морально-нравственная и религиозная стороны этой непростой и увлекательнейшей истории усиливаются сценой невероятно жуткой грозы с градом (разверзлись хляби небесные) в наивысшей точке повествования: над найденным телом Рея Брауэра, когда сошлись нос к носу обе группы подростков… Это самое сильное место повести.

Не обошлось и без мистической составляющей: Три решки, один орел… Правда, мистика в данном случае весьма условна: всё можно объяснить и повесть поэтому весьма реалистична.

Реализм повествования подчёркивается автобиографическими вставками автора. Причём реальность переплетается с выдумкой – не отличишь с первого взгляда.

Мне понравились места, где Кинг пишет о писательском мастерстве и профессии писателя. Эх! Современным бы «писателям» учиться у мастера…

«Писательский труд ассоциируется у меня скорее с искусственным оплодотворением, а не с чувственным наслаждением, смешанным с неким комплексом вины, как в юношеские годы. Все происходит строго по правилам, зафиксированным в договоре с издателем, и пишущая машинка подчас вызывает у меня чувство отвращения. Это меня пугает: я вовсе не претендую на звание Томаса Вулфа наших дней, но все же мне хотелось бы оставаться именно писателем, а не халтурщиком от литературы».


Интересен, на мой взгляд, и, присущий Большому Стивену, приём отсылки к другим персонажам и героям огромной Вселенной Стивена Кинга. Здесь и знакомая фамилия Чамберс (Джейк Чамберс – 11-летний мальчик из «Стрелка» цикла романов «Тёмная Башня»), и городок Дерри, мальчишка в желтом пластиковом дождевике, превращенная в музей комната погибшего старшего брата («Оно»), и городская свалка со сторожем и кошмарным псом («Жребий»).

Ну, и, наконец, осталось добавить, что Кинг в повести «Тело» интригу не раскрывает до конца. Так и остаются читатели в мучительной неизвестности, что же случилось летом 1960 года у железнодорожной насыпи? И это не единственная загадка …