Больше рецензий

4 апреля 2021 г. 10:35

1K

4

Когда читаешь книги Дюма очень часто неоходимо превращаться ненадолго в человека XIX века, иначе практически невозможно понять и прочувствовать его романы, иначе они могут показаться наивными, глупыми, детскими. Неплохо бы ещё в случае «Асканио» прочувствовать себя ещё и человеком XVI века, чтобы принять те нормы морали, которыми руководствуются его персонажи, потому что сам-то Дюма мировоззрение других эпох понимал очень хорошо. И вот с точки зрения человека того времени его роман прелестен.
Становится понятной избыточность и гипертрофированность чувств, испытываемых героями. За окном Дюма постреволюционная, постнаполеоновская Франция, страна мелких буржуа. За окном Человеческая комедия, за окном всё продаётся и покупается, вместо великих страстей и трагедий - мелочные торгашеские расчёты. И Дюма протестует против этого как может. Он противопоставляет этому реальному миру мир французского романтизма, мир, стремящийся к идеалу. Если любовь, то такая, что может преодолеть все преграды и чистая. Если благородство, то даже действующее в ущерб себе. Если девичья честь, то доходящая до наивности. Всё должно стремиться к самому предельному своему пределу. Если герой, то всемогущий.
Дюма вообще очень по-детски искренне и восторженно любит сильных героев со стальной волей, не знющей преград. В этом любовании волей и силой он готов даже не обращать внимания на то, во имя чего герой проявляет эти качества. Он просто ими любуется. Любуется Бенвенуто, любуется даже герцогиней д’Этамп: она, конечно, антагонист главных положительных героев, но только она равна по силе личности Бенвенуто и за одно это автор готов простит ей всё. И зная контекст, в котором творил Дюма, я могу понять и принять его точку зрения на его героев.
Ну и, конечно, Дюма не был бы собой, если бы обошёлся без занимательной интриги, юмористических эпизодов и характерных персонажей. Пожлуй, именно это в его книгах я люблю больше всего. Да, развитие этого сюжета немного предопределено законами развития романа: Жак Обри разболтает всё именно тому, кому не надо, подкоп его приведёт именно в камеру Асканио, все будут влюблены именно в главных героев. Ну и что? Дюма мастерски обыгрывает эти художественные условности и мастерски использует их возможности, строя занимательный сюжет.
Ну а уж вставные эпизоды с проходными характерными героями - это совсем майский день и именины сердца. Это именно то, в чём Дюма особенно хорош. Меткие, остроумные, к месту вставленные они украшают «Асканио». Это яркие бисеринки и блёстки на карнавальном костюме, без которых не будет духа праздника. А набросок к «Графу Монте-Кристо» просто радует любое дюманское сердце радостью узнавания.
Но Дюма практически всегда удаётся остаться историков в своих книгах. Его зарисовки тюремного быта и судебной практики XVI века - это ложка реализма в восторженно-романтической книжке. Эпизод с разной стоимостью девичьей чести подан вроде бы и с юмором, но эпоху хараткеризует прекрасно. Вот то самое, когда мем смешной, а ситуация страшная. Вот это умение не нарушая духа развлекательного романа нарисовать честный портрет эпохи без идеализации - это тоже знаковая фишка Дюма, которую я очень люблю.
Ну а в целом этот роман - классический дюмвский милый светлый пустячок.