Больше рецензий

Anastasia246

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 апреля 2021 г. 23:59

3K

5 Заново осмысляя классику...

Судьбы литературных произведений, как и любых произведений искусства, могут быть не менее увлекательными, чем человеческие судьбы, такими же таинственными, непонятными, порой шокирующими.
Вот и «Лесковское ожерелье» Льва Александровича Аннинского (1934 - 2019) словно «возвращает» нам, читателям ХХI века, Николая Семеновича Лескова, исконного (и истинного) классика (1831 – 1895), вернее, его творчество, очищенное от штампов, несправедливых, необъективных и предвзятых мнений и оценок, заставляя сверкать его всеми гранями таланта, открывая эти новые грани…

О романах «Соборяне» и «Некуда» современный читатель, возможно, узнает впервые как раз из книги Л.А. Аннинского, они не на слуху, они отсутствуют в школьной программе, они мало упоминаются в каких-либо обзорах и литературоведческих работах. И узнаем мы из «Лесковского ожерелья» много больше, чем просто историю их создания, хотя и она очень увлекательна.

Аннинский подарит в своей книге пытливым и вдумчивым читателям целую Вселенную, в центре которой романы Н.С. Лескова, а по расходящимся от центра сюжетным линиям то литературное пространство, та литературная реальность, которые сформировали мышление классика и его взгляды. Среди прочего расскажет Аннинский поклонникам Лескова (и не только им) о напряженной литературной обстановке в нашей стране во второй половине девятнадцатого столетия (какие же бурные сражения и войны разворачивались порою на ниве слова!) Поведает автор и о судьбе книг Лескова после смерти самого писателя. Интересно будет узнать также о переосмыслении его творческого наследия потомками, в том числе художниками, кинематографистами, театральными режиссерами и актерами. Людям искусства обычно более свойственно понимать коллег…

Благодаря труду Аннинского, проделанной им кропотливой работе по воссозданию истинного значения и восстановлению исторической справедливости, мы получаем системный взгляд на феномен Лескова, непринятого и непонятого при жизни (а в отношении некоторых его произведений – и после смерти) ни критиками, ни издателями, ни собратьями по перу, ни – что самое печальное - читателями.

Очень долгий путь прошел Н.С. Лесков к своему читателю, путь этот был зачастую (практически всегда, о чем на примерах нам расскажет в своей книге известный литературовед) труден и мучителен. Хорошо, что есть книги, подобные этой, ведь они дают нам ключики к пониманию безмерных лесковских пластов текста. Текст на глазах превращается в увлекательную, интригующую трехмерную картинку-мозаику. И нам, словно по мановению волшебной палочки, открывается сокровищница («Лесковское ожерелье» - название далеко не случайно) невообразимых красот русского языка, глубин смысла и философских посылов непризнанного литературного гения.

Прочитав книгу Аннинского, мы сможем совершенно по-новому взглянуть и на привычные вроде бы лесковские вещи: «Левша», «Леди Макбет Мценского уезда», «Запечатленный ангел». Поверьте на слово: они хранят в себе не меньшее количество тайн и загадок…

Книга «Лесковское ожерелье» открывает нам не только творчество классика. Она со всей наглядностью показывает, какой яркой, интересной, увлекательной может быть книга, посвященная литературе; книга о литературе, о книгах, о писателях. Это не сухое изложение фактов, хотя, безусловно, это научная работа (невооруженным глазом видно, какой громадный объем работы здесь проделан). Но научная работа, выполненная с душой, с любовью о герое, превращается в душевный рассказ, от которого сложно оторваться…

Книга, написанная о классике литературы, сама уже в скором времени может стать классикой. Классикой литературоведения. Такими и должны быть книги, в полной мере раскрывающие красоту, смысл, сущность литературных творений: объективными, системными, познавательными и при этом – яркими и захватывающими. Многоцветный, разнообразный мир литературы требует таких же ярких книг о нем самом…

Чуть больше года нет с нами замечательного литературоведа и литературного критика, Льва Александровича Аннинского, но хочется надеяться, что его работы будут жить в веках, наполняя мир красотой и смыслом, столь необходимыми нам всем сейчас…