Больше рецензий

nata-gik

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

2 апреля 2021 г. 12:48

773

3 Подделка под Диккенса

Когда я только начала читать этот роман, мне казалось, что я прикоснулась к чему-то великому. Слог как у лучших представителей английской литературы. Яркая героиня. Интересный сюжет. Но это как c очень красивым внешне блюдом или десертом. Такая красота внешне, аромат. Кажется, что сейчас перед тобой откроются врата в рай. Но получающийся из всего этого пшик расстраивает невероятно. Если бы было проще все с самого начала, то и ожидания были пониже. Но давайте подробнее.

Роман написан классическим английским языком, с большим акцентом на описательную часть. Природа, ощущения героев, внешний вид. Будто перенеслась в книги XIX века. И сначала это завораживало и разливалось теплом по сердцу. Но потом за внешними вензелёчками так и не появилось мощи реальной жизни. Только бабушка для меня была реальной. Все остальные герои, ситуации, пейзажи – какая-то "лубочная" (не знаю, как это назвать применительно к Ирландии) картинка.

У меня еще живы в памяти романы "История одиночества" и "Молочник". Они не сказать, чтобы о том же, но очень близки. И что один, что второй написаны так, что веришь. И священнику и девушке с окраин. А тут – я не верила никому и ничему. Ощущение лишних красок, лишних слов. Театральность в плохом смысле слова: слишком яркий грим и громкий искусственный голос. Перегибы в эмоциях. Чтобы мы впечатлились и точно поняли: вот героиня страдает, вот в её жизни и жизни страны проходят драматические изменения. Но чем больше на это давить, чем чаще повторять одни и те же слова и эмоции (в то время, когда все происходило, в воспоминаниях старушки и в отчетах), то от этого грустнее не станет. Станет безразличнее. И с каждой страницей мне становилось все больше и больше все равно, как и чем это закончится.

И тут еще один большой минус – развязка. Которая была понятна примерно в первой трети. И при этом оказалась совершенно притянутой за уши. И "рука бога" вообще не вызвала доверия. Ну не мог этот человек провернуть такую многоходовую операцию. А этот полу-открытый финал... Такой дешевый ход! После всех этих фиктивных бурь и страстей взять и на тихой угасающей ноте закончить роман – как минимум негармонично.

Ах да! Еще я не верю в Розану. В эту умную, но покорную, страстную, но безвольную. Женщину, которая то показывала силу, достойную величайших. То превращалась в безмолвную корову. Совершенно нереальный для меня образ. Поэтому от глубокого языка, поэтического слога и лоскутного полотна истории страны к финалу остались только неприятное послевкусие и ощущение потерянного времени. А я очень не люблю чувствовать это в конце прочитанных произведений.