Больше рецензий

30 марта 2021 г. 23:49

1K

5 Будущее принадлежит пройдохам

Именно так охарактеризовали всю ситуацию и самого ГГ в последней главе романа его коллеги по перу, с которыми он работал в газете "Французская жизнь". Впрочем, глупо отрицать очевидное. Концовка романа - яркий тому пример. Собственно, это то, что и стремился показать автор. Так сказать, - " жизненный путь одного из тех авантюристов, с которыми нам в Париже приходится сталкиваться ежедневно и которые встречаются среди представителей всех профессий". Меняются эпохи, меняется антураж, а вот люди по сути своей остаются все те же. Сколько таких Жоржей Дюруа, ставших внезапно Жоржами Дю Руа де Кантель, в современом мире?! То-то же. Роль СМИ в формировании мировоззрения общества показана прекрасно и так же замечательно показано, что ничто не делается просто так, везде есть свои подводные камни и течения. И это во всех вопросах политики и экономики. Но... Роман написан в 1885 году, на дворе - 2021 год, а народ как верил напечатанному слову, так и верит, даже, похоже, еще и больше. "Уж сколько раз твердили миру..." Вот-вот. Твердить-твердили, да только толку... Роль классики - отмечать, подмечать и показывать те вопросы, которые вечны, во всяком случае долговечны.

Вот Жорж Дюруа. Этот образ тоже долговечен. О, Жорж Дю Руа.... Человек, у которого нет диплома бакалавра, т.к. дважды срезался, военная карьера которого тоже весьма сомнительна, человек, за которого была написана его первая статья, имевшая большой успех, человек, который в начале романа еле сводил концы с концами и который мог выбирать и выбор был небольшой:

два обеда, но никаких завтраков, или два завтрака, но никаких обедов. Так как завтрак стоит франк десять сантимов, а обед - полтора франка, то, отказавшись от обедов, он выгадает франк двадцать сантимов; стало быть <можно будет еще два раза поужинать хлебом с колбасой и выпить две кружки пива на бульваре. А это его его самый большой расход и самое большое удовольствие, которое он позволяет себе по вечерам.

Это тот человек, который к концу романа превратился из деревенского провинциала в барона Жоржа Дю Руа де Кантель (титул присвоив себе самостоятельно и без документальных подтверждений, придуманный, голословный, но всеми принятый), который на последних страницах романа

был вне себя от радости, - он воображал себя королем, которого приветствует народ

Дю Руа шео медленно, уверенным шагом, высоко закинув голову и устремив взгляд в лучезарный пролет церковных дверей. По его телу пробегал холодок - холодок безграничного счастья. Он никого не замечал. Он думал только о себе

Он думал о себе всегда. Когда в самом начале романа, шагая по улице Нотр-Дам-де-Лорет, бесцеремонно протискивался в толпе, задевая прохожих, толкаясь и никому не уступая дороги, презирая всех и вся, но только не себя. Когда повстречался с Форестье, однополчанином, преуспевшим в парижской жизни. Когда познакомился с его женой. Когда знакомился и заводил романы с любыми женщинами. У него был универсальный подход ко всем и вся. И он действовал. Наблюдательность и умение оказываться в нужное время в нужном месте и принимать правильные для себя решения - важные качества, очень. А еще - правильно выбирать женщин. Собственно, вся его карьера - это заслуга женщин, которых он очаровал и, в принципе, обвел вокруг пальца. К слову, когда-то в одной психологической статье, попавшейся на глаза, была фраза, что ни одна женщина не "сойдет с ума" и не влюбится в мужчину только за то, что у него красивые ножки, а вот мужчины (смысл всей статьи) - это такие беззащитные и непрактичные существа, что... короче, только пожалеть их надо, это не то, что женщины, которые практичны и все просчитывают наперед. Вообще-то эта идея мелькает часто и по телевизору в том числе. Странная только одна закономерность: классика показывает обратное, жизнь - и подавно. Но СМИ утверждают обратное и люди верят.

Вот и Жорж - такое непрактичное существо, такое беззащитное, что аж диву даешься. А женщины, которых он сводил с ума один-двумя приемами соблазнителя (даже в этом он не особо себя напрягал), такие практичные и расчетливые, что влюблялись в него за его улыбку и усы. Даже прозвали его, вслед за девочкой, Милым другом. Ничего не скажешь - друг, да еще и Милый. Надо же... А еще говорят, дети чутьем разбираются в людях. А вот еврей-банкир сделал ставку в конце концов на него

У него блестящее будущее

ну и отметил, что

С этим молодчиком надо быть в ладах

О да, на себе он тоже это прочувствовал.

Женщины Жоржа... Что о них скажешь. Дуры? Именно. Потому что только женщина может влюбиться и стать дурой-дурой (мужчины тоже, бывает, но очень редко, и обычно недолго), надеяться, что дружески-профессионально-любовные отношения человека устроят больше, чем на тот период, покуда они выгодны ему. И т.д., и т.п. Классическая история отношений М и Ж. Практического взгляда на жизнь и эмоционального.

В целом, роман - хорошая такая иллюстрация мужской психологии, да и психологии влюбленных женщин. Удачное мое знакомство с автором, которое непременно продолжу в дальнейшем. И что хочу еще отметить, когда знакомые узнавали что читаю, с ухмылкой говорили, мол, за мопассанчика взялась, и что это тебя на такую литературу потянуло. Так вот, ничего такого что-то не заметила... но это я так, вдруг кому пригодится))))

В местном театре смотрела мюзикл "Милый друг". Замечательный!. Вот концовка в спектакле мне больше понравилась, хотя в романе она более жизненна

Книга прочитана в рамках игры "Вокруг света с...", Тур 15, остановка - Франция