Больше рецензий

30 марта 2021 г. 23:47

2K

5 Человек соткан из противоречий

Я все же решилась на написание этой рецензии. Шла к этому не один год. Сейчас даже трудно представить, насколько тяжело мне было унять эмоции от прочтения и все взвесить. Если не это показатель действительно хорошей литературы, то что тогда?

Собор Парижской Богоматери стал началом моего повального увлечения классической литературой, но это уже уходит в личную историю, а вы, я уверена, пришли не за этим.
Каюсь! Пишу обзор, не перечитав книги, но в этом даже есть своя прелесть - первое(и второе) впечатление утихло, все давно обдумано, остались только самые важные чувства и эмоции.

В романе прекрасно многое, если не все: интересные герои и их разнообразие; описание самых обыденных и отстраненных явлений и событий, не относящихся к основному сюжету, в фирменном стиле Гюго; сам величественный собор и диалоги персонажей.
Кстати о персонажах. Каждый из них запоминается и оставляет след в сердце. Чего только стоит обаятельный, но неудачливый Гренгуар. С ним связано большинство комичных сцен, что всегда разряжает обстановку.

"И они швырнули чучело прямо на Гренгуара, к которому подбежали, не заметив его. Потом один из них взял пук соломы и стал зажигать его от лампадки, горевшей перед статуей Пресвятой Девы.

— Господи помилуй! — пробормотал Гренгуар. — Теперь мне будет, пожалуй, уж чересчур жарко."

А в паре с козочкой Джали так вообще выходит великолепный дуэт(все в рамках приличия).

Но Гренгуар не единственный персонаж сей истории. Упоминания стоят также хитрющий Жеан и вредная старуха Гудула. Упоминается в романе и король Франции Людовик XI, но не он двигает историю, а успешный, но ветреный Феб, наивная Эсмеральда и несчастный Квазимодо.
Уверена, если не обо всех этих персонажах, то о последнем слышали многие. Квазимодо с рождения уродлив, а позже становится еще и глухим. Ему в современной культуре посвящают фильмы и мультфильмы, поэтому создается впечатление, что все произведение полностью должно быть о нем, однако тут нет полностью главных героев (хотя многие называют сам собор главным персонажем, что по-своему тоже верно).

картинка Afomin

Есть еще один герой/антигерой, про которого часто не знают люди, не читавшие роман, а зря. В этом персонаже заключается самый сок произведения. Конечно, я говорю о Клоде Фролло. И все-таки вы могли встретить его в "Горбуне из Нотр-Дама", вот только персонаж совершенно иной: судья, а не священник (что меняет окрас и трагичность всей истории), да и персонаж крайне отрицательный, хоть и притягательный. В первоисточнике мы видим совершенно иную картину: Клод тянется к знаниям и любит своего брата Жеана, которого пытается воспитать должным образом. 20-летний он берет под свою опеку того самого Квазимодо.
Любовь к брату, забота о горбуне и отстраненность от мирской суеты (в дальнейшем именно разрушение этой отстраненности и будет двигателем сюжета). Складывается такой положительный образ, что напрашивается сравнение с персонажем из другого произведения этого автора - "Отверженные", в котором фигурирует епископ Мириэль - воплощение святости и милосердия.

Вот только Гюго в своем репертуаре - он прививает персонажу резго негативные черты характера. Клод тщеславен, холоден, но это еще не клеймо - очень обыденный образ. Такой близкий к нам. А вот дальше автор описывает нам события, которые в корне меняют взгляд на Фролло. Нам показывают его отчаяние, жестокость, нелогичность, агрессивную целеустремленность и одержимость Эсмеральдой.

картинка Afomin

Книга наглядно показывает нам, куда могут привести нереализованные мечты и низменные желания. Похоть и желание обладать резко меняют священника, превращая его, такого холодного и рассудительного, в безумного маньяка. Да! Именно похоть. Мне кажется, что в романе вообще нет любви как таковой, если не считать любовь материнскую (она очень трогает).

Квазимодо в своем одиночестве видит в Эсмеральде луч света. Он благодарит ее и превозносит.

Феб вообще не испытывает привязанности к спасенной цыганке. Он просто не может отказаться от удобного случая воспользоваться наивностью и благодарностью девочки.

Клод ошибочно принимает свою дикую привязанность за любовь.

Сам Виктор Гюго очень ловко отметил в романе "Человек, который смеётся", что

"...человек соткан из противоречий"

Именно это и отличает картонку от живого героя. Именно так я иногда и вспоминаю очень милую сцену из начала книги, когда Жеан заявляется к брату и в очередной раз выпрашивает деньги "на обучение", хотя оба прекрасно понимают, что он их пропивает. Клод старается держать себя в руках и пытается быть строгим с младшим, но, в конце концов, когда Жеан уходит обиженный, тот кидает ему кошель с монетами. Жалко ведь родного брата. Очень человечно. И сразу с этой сценкой всплывает уже не такая умилительная сцена пыток Эсмеральды. Становится понятно, почему другая половина читателей его ненавидит. Эмоциональные качели - не иначе.

Все произведения Гюго также обладают противоречивыми особенностями.

Во-первых, автор очень любит отступления посреди сюжета. Он посвящает им целые главы. Собор не обошелся без этого. В самом начале мы можем лицезреть мистерию, через которую многие не проходят (из 5- 6 моих друзей дотянуть до ее конца смог только 1). В романе есть отдельные главы, посвященные улицам Парижа и самому Собору Парижской Богоматери. Они несут особую ценность, да и познавательны, но если уж встанете перед выбором: вообще не читать и читать без этих глав, то лучше последнее. Это практически кощунственно, но остальной роман вполне динамичный и уж лучше хотя бы немного ознакомиться. Вдруг затянет.

Во-вторых, персонажам произведений Гюго присущи страдания. Здесь, как и с прошлой особенностью, каждый решит для себя сам, готов ли он страдать вместе с ними или это лишние сопли.

Противоречиво и я отношусь к цыганке.
Когда я только прочитала роман, испытывала крайне негативные эмоции по отношению к ней. Эсмеральда куда более простой персонаж, но когда начинаешь ее обсуждать, понимаешь неоднозначность ситуации. По сути она - всего лишь наивная и целомудренная жертва. Ее прямой умышленной вины нет в происходящих событиях. Невозможно ее упрекать за негативное отношение (страх) к бедному пугающему Квазимодо (хотя его жалко до слез) и настойчивому Клоду, который разрушил всю ее жизнь. Как бы не был последний великолепен для многих из нас, он неадекватен и опасен для нее. Да и попробуй сжалиться над тем, к кому ничего не испытываешь. Но это мы понимаем, а она оценивала его скорее по внешним качествам и социальному статусу, как и несчастного Квазимодо. Мы понимаем, что для нее тут нет хорошей пары, но она цепляется за Феба, которому полностью доверяет, а тот ведь подлец не меньший, чем Клод.

Удивляет другое - откуда браться такой целомудренности и наивности? Да, она молода - 16 лет. Но 16 лет для того времени, да и сейчас, уже не детский возраст. К тому же, Эсмеральда не тепличный цветочек, выросший в богатой семье, не знающий горя. Она с самого раннего детства находится в самом низшем обществе, где царит грязь, обман, голод и смерть. Цыганка должна была к своим годам уже давно уяснить, что мужчины могут обманывать, а богатство не показывает истинного благородства. Ну просто удивительная глупость получается.

спойлер
Так она не пытается схитрить при общении с Фролло - временно согласится на его условия, а потом попытаться найти выход из ситуации (например). И если бы тут играла гордость, за которую та готова была бы умереть - это одно дело, но Эсмеральда ясно давала понять, что хочет жить. Апофеозом служит финальная сцена с Фебом и казнью, в которой она загубила себя сама, хотя спасение было так близко. И ведь уже успела к тому времени понять (по крайней мере, ей это пытался сообщить Квазимодо), что он ее знать не хочет.
свернуть

И даже со всеми этими замечаниями со временем мне становится ее очень жалко.

Вспоминаю свои бессонные ночи. Вспоминаю, как влюбилась в этот маленький мирок настолько, что пыталась найти тех, с кем можно было бы обсудить, посмаковать сюжет. И когда не находила, на душе долгое время оставалось чувство горечи. Я пыталась забыться другими историями в книжном пьянстве, но у меня не выходило. И тогда я вновь и вновь возвращалась к Собору: смотрела мюзиклы и фильмы, изучала историю самого архитектурного памятника, рисовала иллюстрации к книге (изображения в этой рецензии - мое творчество).
Больше всего не хочется разочаровывать человека, который вдохновиться и ознакомиться, но не найдет в ней такой же искры, как и я. И все-таки мы очень разные...

Рецензия вышла очень эмоциональной, хоть я и старалась быть сдержаннее. Как это естественно - сплошные противоречия.

Я не могу гарантировать Вам, что Вы влюбитесь в это произведение. Собор можно и ненавидеть. За местами "сопливый" страдальческий сюжет, за пространный слог автора, за скомканное непонятное начало и даже за сами "плюсы"-особенности.

Так или иначе, если Вы осилите Собор Парижской Богоматери, то он не оставит Вас равнодушным.

r100-x-green.png

Комментарии


Очень хорошо! Пишите ещё))