Больше рецензий

29 марта 2021 г. 18:48

912

5 "Другие голоса, другие комнаты, сгинувшие, выморочные голоса гудят в его снах..."

Повесть Капоте- квинтэссенция "южной готики", с элементами мистики даже.
Главный герой- тринадцатилетний Джоул- после смерти матери, тяготясь пребыванием в весёлом и шумном доме тети, полном разновозрастных племянников, едет по приглашению в дом отца, которого никогда не видел и не знал- в старинное поместье в глуши южных штатов. Джоул- обычный парнишка- учеба в школе, друзья со своими играми и секретами; но попадает он в весьма странное место...
Для начала никто и не встречает его, а об усадьбе Скаллиз люди отзываются как-то неопределенно; его отца и вовсе никто не знает. Попавши наконец в поместье, Джоул встречается со второй женой отца и ее странным болезненным женоподобным кузеном. В старинной аристократической усадьбе нет электричества и водопровода; кругом- заброшенный сад: когда-то часть усадьбы сгорела- там были музыкальные комнаты, бальные залы- и в саду осталась старая колоннада, увитая цепким плющом, в зарослях ивняка и золотарника. Все лестницы и коридоры ведут в заброшенный зал, где висит огромное зеркало, немыслимо искажающее любую действительность...Прислуживает на кухне одна лишь молодая негритянка Зу- с грацией пантеры и маниакальной боязнью бывшего мужа-каторжника. Вопросы об отце игнорируются, а письма к тете пропадают из почтового ящика...
Впечатление от усадьбы настолько сильное, что она врывается и в сны Джоула. А однажды в одном из окон он видит странную седовласую даму... Было это или почудилось?..
По пути в усадьбу мальчик знакомится с местной девчонкой- "пацанкой" Айдабеллой. Считается, что в ее образе Капоте воплотил писательницу Харпер Ли, которую знал в детстве.
В конце концов отец обнаруживается в виде истощенного парализованного существа, без речи и чувства, но с огромными серыми немигающим глазами, которые, кажется мальчику, наблюдают за ним сквозь стены и заросли сада.
Ещё неподалеку- пруд Утопленников и давно заброшенная гостиница "Морок"- когда-то место сборищ знати и балов, а нынче ветхое здание с треснувшими окнами, место жительства местного отшельника.
Яркие сны мальчика путаются с явью...
Кульминацией становится попытка бегства Джоула с Айдабеллой в ближайший крошечный городок, куда как раз приехал цирк. Чёртово колесо, клоуны, лилипуты, начавшаяся гроза, замкнувшееся электричество, дикий ливень- все сливается в один немыслимый круговорот...
Очнувшийся после длительной горячки Джоул- похудевший, повзрослевший; но напрасно я ожидала, что он стряхнет с себя наваждение, очнётся здоровым физически и психически- такое чувство, что усадьба и ее обитатели, как прошлые, так и нынешние, стали навеки частью его сознания; оседающий постепенно дом, "тонущий" во времени и пространстве, где звуки шагов и шепот давно умерших людей, шелест их вееров более реальны, чем живые люди- часть сознания Джоула, а пришедшая открытка от Айдабеллы сьеживается в пламени камина, оставаясь без ответа...
И хотя в конце повести Джоул покидает поместье, очевидно, что пребывание в нем не осталось бесследно...
Весьма необычная повесть, на сегодняшний момент- одно из любимых произведений авторов американского Юга.