Больше рецензий

27 марта 2021 г. 13:10

Лучшее на Лайвлибе

738

4 Горе от ума?

Роман Джека Лондона показался мне несколько наивным, простым, идеализированным. Возможно, в этом и заключается вся его прелесть, но меня это не подкупило. Главный герой, тот самый Мартин Иден, вырвавшийся ценой огромного усилия воли из низов общества, не вызывал сочувствия или восхищения. Разумеется, его упорство в желании познать этот мир, восполнить пробелы в знаниях заслуживает уважения и доказывает, что многое зависит от нас самих, но ради чего все это? Из любви к Руфь? Или это была только ширма? Знакомство с Морзами побудило Мартина Идена радикально изменить свою жизнь, чтобы в будущем на равных беседовать с более образованными людьми, продемонстрировать им свои способности. Я, конечно, могу ошибаться, но первопричиной могло послужить эго главного героя, которому к тому времени без особых усилий удалось добиться обожания людей своего круга - простых работяг. С представителями среднего класса, за плечами которых были годы университетов, все оказалось сложнее, но это только подзадорило нашего героя, пробудило в нем интеллектуальную жажду, вылившуюся в будущем в презрительное отношение к тем же самым буржуа по причине их ограниченности. Но больше всего меня оттолкнуло ницшеанство Мартина Идена даже по отношению к собственной сестре:

Так сестра Гертруда - олицетворение раба. Этот парадокс заставил Мартина свирепо усмехнуться. Хорош ницшеанец, допустил, чтобы твои взгляды поколебались при первом же сердечном порыве, при первом же душевном волнении; это в тебе самом пробудилась мораль раба - вот, по сути, что такое твоя жалость к сестре. Истинные аристократы духа выше жалости, выше сострадания

Я допускаю, что незаурядные способности героя, помноженные на переутомление, недоедание, неокрепший ум, бессистемность в попытках познать все то, чему отводятся годы в университетах, оказали решающее действие на Мартина, ощутившего себя крупицей звездной пыли в этом мире алкающих золота гномов, одним из которых, к его ужасу, оказалась и сама Руфь. Исход был предрешен, но кто здесь виновник? Общество, эгоизм героя, разум, преисполнившийся в познании настолько, что уже был лишен способности радоваться обыденному? Для себя я пока не нашла ответа на этот вопрос.
P.S. Спасибо Джеку Лондону за слог, за те сюжеты, которые он поднял в этом романе и за возможность мысленно перенестись в Америку начала XX в.
К слову о заголовке: Мартин напомнил мне Чацкого, перенесшегося в реалии нового века, страдавшего теми же недугами, что и Иден - внутренним одиночеством, разочарованием в окружающем мире и собственной возлюбленной, желанием стать "сверхчеловеком", чему способствовали острый ум, горячность, прямолинейность и максимализм.