Больше рецензий

24 марта 2021 г. 05:22

2K

4 Не согрешив, не станешь человеком...

Практически у каждой третьей семьи имеются дома всевозможные фигурки Будды, денежных лягушек с монеткой, слонов, индийских и китайских божеств, например, Ганешы, Шивы и многих других. Я более чем уверена, что лишь малая часть людей, собирающих эти фигурки, делают это осознанно, зная историю появления того или иного божества, почему им поклоняются, каков был их путь. Вне всяких сомнений информацию можно подчерпнуть в интернете, но на это нужно тратить время и изучать. Поэтому большая часть, к которым я отношу так же и себя, говорят что-то типо того: «Ну лягушка же богатство притягивает», «а Будда на то и Будда, все про него знают и фигурка должна быть в каждом доме». Но если посмотреть глубже, то фигурки эти - самые настоящие идолы, правда им не приносят дары и жертвоприношение, не молятся, максимум жгут ароматические палочки или свечи.

У нас тоже были идолы, до принятия Христианства - языческие истуканы, после принятия - христианские, которые находились в храмах, представляли собой они, как правило, образы святых, как сейчас их называют, им молились и почитали. Честно говоря, мои познания ограничивались исключительно языческими идолами и капищем, местом где им поклонялись язычники. После принятия христианства, идолы, понятное дело, подверглись уничтожению и сожжению, а на местах бывших капищ строились первые храмы. Правда не все языческие идолы погибли в огне, некоторых из них люди очень любили и, чтобы спасти, переделывали под христианского идола и переносили в храмы. В храме жизнь идолов продолжалась, растянувшись на несколько сотен лет, в каких-то храмах больше, в каких-то меньше.

Но история повторяется и Синодом было принято решение идолов из храмов убрать, многие из них выглядели ужасно и пугающе, а некоторые были произведением искусства, идолов делали люди и от рук мастера зависело каким получится истукан, красивым или ужасным, но даже красивые идолы не избежали уничтожения. Истуканы, которые столько лет под крышами храмов находили свой дом, опять оказываются на улице, подвергаются рубке и сгорают в огне.

Никто уже не вспомнит, кто был первым, встал один и начал поднимать других. Деревянные люди существуют рядом с обычными, сколько их, может быть сотня, может тысяча, никто точно не знает. Они не могут размножаться и весь их прирост - это поиск сохранившихся истуканов, которых можно отреставрировать или сделать новое тело, а потом вдохнуть в них жизнь. Они не могут открыться людям, сказать «вы нас выбросили из храмов, а мы встали и стали похожими на вас», что их ждёт, если они явят себя миру. Лаборатории, чтобы изучать нечто совершенно незнакомое; тяжкий труд, ведь деревянный человек не нуждается в пище и воде, не подвергается облучению; их можно отправить на войну, создав роту непобедимых солдат. Но разве об этом они мечтают?

Они хотят стать людьми, самыми обычными, от которых они вынуждены скрываться. Человек уникальное существо, несомненный факт, но часто ли мы задумываемся об этой уникальности. Нет конечно, воспринимаем это как нечто само собой разумеющееся. Будучи людьми мы мечтаем совершенно о другом, например, найти другие планеты и других людей, чтобы сравнить себя с ними, изучить, понять какая версия человека лучше. Бороздим космос, а другие люди уже среди нас, оглянитесь же.

Живыми нас делает не только кровь, струящаяся по нашим венам, хотя и в большей степени, мы эмоциональны, нам открыт весь спектр эмоций и чувств: боль, голод, ненависть, страх, ярость, сострадание, нежность, прощение, злость, гнев и так далее. Единственный минус физическая слабость и старость, мы смертны, а деревянные люди нет. И даже не смотря на это, истуканы мечтают стать такими же, прочувствовать весь этот спектр: как это порезать палец, как можно врать и обманывать, как можно убить себе подобного.

Есть три разных мира: один - физический мир, где можно потрогать предметы, создать их, изменить или уничтожить; второй - чувственный, неосязаемый, где можно уловить движения энергий или увидеть дух человека, сильный человек перед тобой и слабый, дух он как аура мерцает над человеком; и третий мир - неизвестный, никто оттуда не возвращается и никто просто так туда попасть не может. Деревянным людям открыты все три мира, последний третий мир, в исключительных случаях, и в этом они уникальны. Нам есть у них чему научится, но они сокрыты от нас.

История деревянных людей - это симбиоз вновь принятого христианства и тёмного язычества, предположение определенной версии развития событий. Не смотря на то, что истуканов из храмов выгнали, Бог с ними остался, они остались верующими и жили с верой в Бога, правда в храм зайти не могут из-за памяти прошлого. Но кто знает наверняка, может так даже лучше, возносить молитвы один на один с Богом.

Если бы это была просто история про деревянных людей было бы не столь интересно, поэтому автор делает мастерский ход, он сталкивает два мира, языческий и православный, старое и новое. Разбудив по ошибке языческую Богиню Макошь или Мару или Параскеву, у неё много разных имён, став уже привычным мир деревянных людей пошатнется, возникнут сомнения, может быть все совсем не так, как видится истуканам в трёх разных мирах. А ведь сомнения один из признаков людей, вечно находящихся в поиске истины и знаний. Параскеве есть о чем рассказать миру, пусть пока деревянных людей, может новые знания позволят под другим углом взглянуть на старые. А может быть в сомнениях действительно рождается истина и деревянные люди стали обычными, о чем всегда мечтали, просто не заметили? А вдруг они отвергли христианского Бога? Или...?

Я думаю деревянные люди всегда рядом с нами, мы просто их не видим, потому что они так хотят. Остаётся только ждать продолжения, чтобы хотя бы на страницах книги прикоснутся к другому миру, стать наблюдателем на пару часов или дней, почувствовать себя частью этого мира. Тема, поднятая Рубановым, неизведанная и глубокая, - язычество наше прошлое, христианство настоящее, слияние ещё не произошло полностью, история продолжается.

Комментарии


Поэтому большая часть, к которым я отношу так же и себя, говорят что-то типо того: «Ну лягушка же богатство притягивает»,

Я раньше вообще думал, что это что-то сказочное.
Ну, типа заколдованная принцесса.
У меня был друг-холостяк и я вечно подшучивал над ним с этой лягушкой)

После принятия христианства, идолы, понятное дело, подверглись уничтожению и сожжению, а на местах бывших капищ строились первые храмы.

А во Франции есть старинные храмы, языческие по сути, переделанные в христианские.
Там на фресках можно заметить изображение языческой богини с младенцем на руках, которой теперь поклоняются как богоматери.
Забавно.

Истуканы, которые столько лет под крышами храмов находили свой дом, опять оказываются на улице, подвергаются рубке и сгорают в огне.

Почему-то вспомнил один прелестный рассказ Набокова.
Там к русскому эмигранту в Германии, ночью, в квартиру пришли несчастные... русские сказочные персонажи ( ну, один, леший какой-то, или домовой, не помню), и жаловался, что их в СССР стали выгонять из домов и культуры.

Деревянные люди существуют рядом с обычными, сколько их, может быть сотня, может тысяча, никто точно не знает.

Я играю в футбол, так вот, со мной друг играет, так он: деревянный)

Будучи людьми мы мечтаем совершенно о другом, например, найти другие планеты и других людей, чтобы сравнить себя с ними, изучить, понять какая версия человека лучше. Бороздим космос, а другие люди уже среди нас, оглянитесь же.

Здорово написали.
Вы правы. Да и не о людях речь иногда.
Вот так посмотришь на красавцев Скатов в океане, и.. ведь именно такая жизнь может быть на других планетах: чудо.. а мы привыкли к этому чуду.

Единственный минус физическая слабость и старость, мы смертны, а деревянные люди нет.

Обрадую друга своего)

А может быть в сомнениях действительно рождается истина и деревянные люди стали обычными, о чем всегда мечтали, просто не заметили?

Почему то Пиннокио вспомнил)

Спасибо за интересную рецензию)
Доброго дня вам)



Я раньше вообще думал, что это что-то сказочное.
Ну, типа заколдованная принцесса.
У меня был друг-холостяк и я вечно подшучивал над ним с этой лягушкой)

Да, эти лягушки были везде, дома, на работе, в магазинах, большие и маленькие. Все как с ума сошли с этими лягушками)

А во Франции есть старинные храмы, языческие по сути, переделанные в христианские.
Там на фресках можно заметить изображение языческой богини с младенцем на руках, которой теперь поклоняются как богоматери.
Забавно.

Язычество никуда не ушло, его просто спрятали и по возможности переделали. В России тоже есть храмы, и не один, посвящённые Параскеве, хотя это языческая богиня. Интересно все это.

Я играю в футбол, так вот, со мной друг играет, так он: деревянный)

Слово «деревянный» после этой книги обгорело совсем другой смысл. А друга обрадуйте, все-таки в том, что он деревянный есть свои плюсы)

Почему то Пиннокио вспомнил)

И Буратино)))
И Вам хорошего дня)


Странно, вроде, в книге языческое происхождение есть только у Параскевы, остальные статуи вырезаны для святых.
В чем столкновение двух миров? Т.е. автор обозначил конфликт, но разве он получил какое-то развитие?


Это вы сейчас серьезно спрашиваете? У человека, который прочитал книгу еще в марте этого года.

Странно, вроде, в книге языческое происхождение есть только у Параскевы, остальные статуи вырезаны для святых.

В книге может и одна, но если я в рецензии написала, что не одна, значит были основания сделать такой вывод. Перечитывать книгу ради ваших комментариев я конечно же не буду. Параскева просто единственная, дожившая до наших дней, логично, что автора взял ее образ. А вас, кстати, не смутило, что языческая богиня преподнесенная в книге как истукан, на самом деле и не истукан вовсе, а всего лишь рельефное изваяние?

В чем столкновение двух миров? Т.е. автор обозначил конфликт, но разве он получил какое-то развитие?

Столкновение? Не корректно употребленное слово, попытка столкнуть два мира не равно состоявшемуся столкновению. Про конфликт написали вы, в моей рецензии о конфликте нет ни слова. Поэтому я даже комментировать не буду, увиденный вами конфликт.
К сожалению, не осилила вашу многословную рецензию, пробежалась по диагонали. Ждали детектив, но детектив не получили, что поделать, бывают в жизни разочарования.
Все, что написано в моей рецензии, я увидела в книге, вы этого не увидели. Каждому свое, знаете ли.


Не вижу ничего сложного в том, чтобы вспомнить книгу, которая понравилась, через полгода, не десять же лет прошло. Да, спрашивала вполне серьезно. Мне было интересно узнать мнение читателя, который увидел в книге что-то, чего я не увидела или чего там нет. Если вам неинтересно обсуждать, можно было просто не отвечать, грубить не обязательно.
И да, в книге языческая статуя только одна. О Елене и Дионисие ничего точного не говорится.
В романе, насколько помню, ничего не говорится о том, что П. единственная сохранившаяся языческая статуя. В реальность она не единственная, хотя, очевидно, их осталось мало.
Нет, меня не смутило, что это рельефное изваяние, потому что на развитие сюжета это никак не влияет. Тело ей изготовили вполне обычное. Так, какая разница? И ожила она нормальным человеком, а не рельефной кожаной доской.
Насчет попытки столкновения соглашусь. Только у вас речь про столкновение

поэтому автор делает мастерский ход, он сталкивает два мира, языческий и православный

, да и в аннотации то же говорится. Попытка действительно автором сделана. Удалась ли она? Не очень понятно. По роману получается так, что девочка - это современное общество (довольно примитивное, которое, как говорит главгерой, никогда не вырастет, так и останется ребенком), которое готово принять и неоязычество, и православие. Неоязычество готово жить в современном мире и завоевывать власть над миром, когда же от православия остается только силовая ветвь-бюрократия - Николай, а теория погибает (Читарь), деятельная часть (я бы сказала вера, но главгерой на образ веры не тянет) предпочитает уйти отдохнуть. В принципе взгляд интересный. Но зачем для этого читать весь роман. Примерно треть текста можно смело выкинуть, и цельность и смысл произведения ничего не потеряют.
Может, вы про конфликт и не писали, но в литературе столкновение - это конфликт. Это, уж простите, не мое мнение. См. https://www.bukinistu.ru/konflikt.html
Другое вопрос, чем он завершился.
В каком-то смысле этот роман требует продолжения, но очень надеюсь, что автор удержится от написания еще более "серой" книги. Хотя в одном из своих интервью он сказал, что если эта книга пройдет хорошо, он, возможно, напишет еще одну.


Дискутировать хотите Вы, а не я, меня вы об этом не спросили, априори сделав вывод, что если человек пишет рецензии, то готов в любое время обсуждать прочитанную книгу. Я не против поговорить о книге, которая к тому же мне понравилась, только тогда, когда условия изначально равны. Я именно об этом и написала, что прошедшее с прочтения энное время, не позволяет тебе вести дискуссию и аппелировать фактами на равных.

И да, в книге языческая статуя только одна. О Елене и Дионисие ничего точного не говорится.

Да ради Бога, пусть будет одна, если вам так легче.

В романе, насколько помню, ничего не говорится о том, что П. единственная сохранившаяся языческая статуя. В реальность она не единственная, хотя, очевидно, их осталось мало.

В романе много о чем не говорится, прочитав книгу я обратилась к реальной истории, а не цеплялась к сюжету, роман это не историческая монография. И смысл романа не в том, что бы понять, все замыслы автора, а найти что-то своё, близкое и понятное тебе.

Примерно треть текста можно смело выкинуть, и цельность и смысл произведения ничего не потеряют.

Напишите лучше, вы же владеете темой, кто вам это запрещает?

Может, вы про конфликт и не писали, но в литературе столкновение - это конфликт. Это, уж простите, не мое мнение. См. https://www.bukinistu.ru/konflikt.html

Столкновение это существительное, я использовала глагол, действие, так понятнее? Рубить, топтать, сталкивать.

В каком-то смысле этот роман требует продолжения, но очень надеюсь, что автор удержится от написания еще более "серой" книги. Хотя в одном из своих интервью он сказал, что если эта книга пройдет хорошо, он, возможно, напишет еще одну.

«Серой» по вашему мнению, которое вы и высказали в своей рецензии, и оно имеет место быть. Благо автор взрослый человек и сможет принять самостоятельное решение, опираясь не только на положительны отзывы, но и на отрицательные тоже.
Хорошего Вам дня!


Ну я начала диалог, Вам решать продолжать его или нет.
Вам - хороших книг!
И спасибо! :D Т.е. "в книге есть столкновение идей" и "автор сталкивает разные идеи" не одно и то же, смысл разный? Это что-то новое в литературе, если не в русском языке.


Как бы объяснить-то, в книге есть попытки столкновения да, идей, языческого и православного, но разве из столкновения только единственное возможное развитие событий в виде конфликта? А слияние, а симбиоз? Конечно если вспомнить реальную борьбу с язычеством, то это был открытый конфликт. Но в книге это не получило развития, поэтому я и настаиваю, что это только попытка столкнуть, что из этого вышло, конфликт или нет, мы не знаем. Может во второй книге будет ясно, но ее пока нет и не предвидится, поэтому можно только гадать и попытаться предположить. Я конфликты не люблю, поэтому мне проще предположить слияние. Конфликта нет - нет столкновения. Попытка остаётся попыткой.