Больше рецензий

23 марта 2021 г. 06:50

557

5 Омномномномномномном

Доводилось ли вам когда-нибудь смаковать книгу? Играть с предложениями, то забегая вперёд, то возвращаясь на пару страниц назад?Давненько со мной такого не было. И вот пожалуйста, Дяченко, забавляясь, легко смешивая виртуальное и реальное, исподволь увлекли меня этой игрой с самых первых страниц. Что-то похожее я ощущала в первый раз читая Ночной Дозор, следуя подобно мальчику Егору на зов вампирши, сладостный и неумолимо притягательный. Знаешь, что в конце тебя ждёт ловушка, но притяжение сильнее и ты всё идёшь, идёшь на встречу Зову.

Не зря я провожу параллели между Лукьяненко и Дяченко. И тот, и те в своих произведениях не создают свою обособленную вселенную, мир в духе Средиземья и не переносят нас в далёкое межгалактическое будущее наподобие саги «Песни Гипериона». Их приём проще и сложнее одновременно. Они как бы складывают нашу с вами реальность как двумерную картинку в детской книжке. Проявляют наш мир размытым отражением на мутном стекле. Оставляют нас свыкнуться с мыслью, что мы и всё, что нам дорого – лишь нелепые переводные картинки, легко смывающиеся водой. А затем – слегка – приоткрывают занавес того, что по «ту» сторону. Многие в отзывах называют это произведение скорее философским, социальным романом, нежели фантастикой в чистом виде. Я вообще плохо понимаю, что такое фантастика «в чистом виде». Любая хорошая фантастика должна строиться на Идее - Идее могущества человека, Идее прогресса, Идее воображения. Куда же без социальной составляющей? Или может Звёздные войны – это не классика фантастического жанра? Словом, я считаю, что Дяченко достойно занимают позицию в самом центре мира фантастики, а если нет – значит центр находится явно не по адресу.

С первых же предложений нас накрывает знакомый советский реализм. Трясущийся по рельсам поезд, дешевая квартирка на море, рынок, подьезд, скрипучие матрасы. Девочка Саша и её мама вырвались из душной Москвы на пару недель отдохнуть на морском побережье. Не знаю, как вы, а я уже саданула локтем по большой красной кнопке с надписью «ВЕРЮ!» и развернула своё читательское кресло лицом к рассказчице, чтобы не упустить ни единого слова. Дешёвые сандали, пляжное полотенце с броским рисунком, мама, которой вечно не до тебя. Таинственный прохожий, следующий по пятам, до мурашек пробирающий даже в самый жаркий летний день. Именно с него и начинается та самая «фантастика», к которой нас красиво подвели. Таинственный прохожий задаёт странные задания, в награду за выполнение которых тебя рвёт золотыми монетами, а за провал твоих близких накрывает череда несчастий.. Милая такая мотивация. Куда там несчастному Брайану Трейси с его «Поверь в себя». Монеты нужны для поступление в высшее учебное заведение, по окончанию которого ты необратимо изменишь форму и потеряешь всё человеческое. Повернуть назад нельзя, только вперёд. И вот это самое главное – путь – длится почти бесконечно и именно его нам предстоит пройти рука об руку с главной героиней.

Несколько у меня вопросов к данному произведению. Но совсем не те, которые отметили другие читатели. Самой главной претензией к роману как я поняла является его неожиданная концовка. Ну братушки, это же трилогия! Уж не хотели ли вы получить все объяснения сразу в конце первой книги. На фига тогда продолжения читать? Мне завершение показалось в меру драматичным, в меру завершенным и в меру переломным. ГГ оказалась перед нелёгким выбором между человеческим миром, который она знала прежде, и своей истинной сущностью, новой ступенью развития. А пока она его сделает, у читателя ещё есть время задуматься о том, какой путь лучше – правильный или радостный?

Моё собственное крохотное «фи» я хочу выразить любовной линии. И нет, я сейчас не о подростковых интрижках, сексуальных сценах, упоминание алкоголя и других дурманящих веществ. Это как раз дорогой сердцу реализм, без перегибов, чётко и довольно безэмоционально пропущенный через равнодушные глаза героини-зубрилки. Саша, готовившаяся проститься с девственностью, чем-то напомнила мне Гермиону, изучающую книгу о мётлах перед первым уроком полётов. Но вот главная Любофф которая должна была стать серьёзной препоной на пути становления Сашей на её истинный путь показалась мне банальной, притянутой за уши и вообще неуместной. То ли авторы прочувствовали девочку настолько, что на мальчика уже не хватило мяса и остался один картон, то ли им показалось, что его эмоциональный диапазон и должен уподобляться чайной ложке (Привет, Герми!), но все все сцены, которые выходили за рамки дружеских, в книге описываются из рук вон плохо. Однако, эта линия не навязывается читателю, как бы понимая, что хвалиться нечем, и совершенно не мешает наслаждаться основным повествованием.

Ещё пара деталей слегка раздражали меня в процессе чтения, как мелкие крошки печенья в чае. Когда читаешь что-то замечательное, то и требования сразу вырастают. Текст должен быть вылизан! Опечатки, дольно досадные, встречались не меньше пяти раз, то есть текст не вычитан. И это после стольких-то лет с момента публикации! Ещё авторы развесили несколько ружей, из которых то ли побоялись, то ли постеснялись пока выстрелить. Ждут они вторую книгу, что ли? Ну ладно, почитаем – узнаем. Но всё же в идеале оно должно было выстрелить, как мне кажется. Куратор внезапно предлагает Саше бросить всё за сутки до экзамена и словно бы разочарован, когда она отказывается. Зачем предлагал? Откуда разочарование? Почему ему так важна её привязанность к Косте? (уж мне-то она, как читателю, только мешала) Что случилось с Захаром? Что за сущность у Лизы и почему она так важна для повествования? Интересна история возникновения школы и появления там преподавателей и прочего обслуживающего персонала – об этом сказано обескураживающе мало.

Книга на 99% об учёбе, поэтому положение обязывает. Ставлю жирное отлично (с минусом) в фантастическую зачётку Дяченко и жду итогов второй сессии. Как здорово, что это цикл!