Больше рецензий
22 марта 2021 г. 20:45
2K
5 Спойлер «Барышня в погоне за воображением»
РецензияЧто ни говори, а я люблю эту книжку. В первое мое знакомство с ней я была скорее нейтральна, полюбила же ее позже, за перечитыванием отрывков.
С французской прозой 19 столетия у меня вообще сложные отношения, я обычно стараюсь ее избегать, но Густав Флобер постепенно меня заворожил. Его проза нравится мне своей психологичностью, а так же отточенной лаконичностью: в «Госпоже Бовари» нет ни одной бессодержательной сцены, ни одного лишнего слова. Если есть на свете идеальный текст, то это, вне сомнения, флоберовский текст.
«Госпожу Бовари», бывает, сравнивают с нашей «Анной Карениной», но, кроме супружеских измен и трагизма положения, у этих книг нет ничего общего. Эмма Бовари и Анна Каренина категорически не похожи, хотя обе – фигуры неоднозначные и глубоко печальные. Вот только Анной движет алогичная страсть к единственному человеку (Вронскому), и во имя этой страсти она готова отказаться от прежней жизни. Эммой же управляет страсть, которая не направлена ни кого из живых – это страсть к воображаемому. Если несчастье Карениной в невозможности больше жить без любви, то несчастье Бовари – в невозможности заменить реальность фантазиями и самой стать чем-то большим.
Эмма Бовари – личность с большим воображением. Натура, можно сказать, неуемно пылкая для своего времени. В 19 веке женщина была закована в латы приличий и исключительно женских обязанностей. Все знали, какой должна быть женщина: хозяйственной, трудолюбивой, хорошей женой и матерью. Иных ролей не было. Эмма выросла на ферме, в семье ограниченной, но, лишь она появляется на страницах, понимаешь, насколько она больше этого простенького хозяйства.
Ей ничего не оставалось, как выйти замуж за того, кто ее позвал. Ей и Шарлю Бовари не повезло встретиться. Ставший ее мужем Бовари – человек тоже простой, даже излишне простой. Человек… без воображения. Человек без интересного внутреннего мира. С ним совершенно нечем заняться. Безусловно, он хороший, он верный и заботливый муж, но – нелюбимый. Чужой. Смотря со стороны, легко сказать: «И чего это она? Такой муж отличный! Так любит ее, не то что современные Коли/Васи/Саши/нужное вставить». Шарль и Эмма не виноваты в своей непохожести. Только вот Эмма понимает, что Шарль ей чужой человек, а Шарль, из-за своей ограниченности, считает, что все у них с женой замечательно.
Эмма хотела уйти из семьи, потому что в родном доме чувствовала себя… может быть, посторонней? Не на своем месте. Ей хотелось верить, что замужество изменит ее жизнь. Но она попала в новое болото. Она должна быть «правильной». Как в песне: «Будь хорошей девочкой для всех». У нее не может быть иных желаний, кроме «семейных». Это теперь женщина может разобраться в себе и своих чувствах, найти призвание, стать личностью. Эмма же не может ничего.
От невозможности уйти из ненавистной ей реальности Эмма начинает мечтать: о богатстве, которым она могла бы владеть, о возлюбленном, который мог бы заменить неприятного мужа, о путешествиях и красоте. Постепенно Эмма убеждает себя, что эти мечты могут осуществиться. Мечта так и устроена – она хочет выйти в жизнь, она уже не может биться в голове человека.
Увы, но из-за пошлости жизни столкновение мечты и реальности заканчивается той же самой пошлостью. Мечты о большой любви оборачиваются интрижками с пошляками и дураками, которых пылкое воображение Эммы обряжает в благородные костюмы – так сильно ее влечение к образу достойного мужчины! Мечты о красоте и изысканности вкуса завершаются финансовой катастрофой.
И самоубийство Эммы – вовсе не от страха перед мужем и судебным разбирательством. Нет, ее самоубийство – от невозможности смириться с крушением ее мечты. Оказавшись на самой грани, Эмма понимает, что желанная ею красота – это избитость, превозносимые ею любовники – жалкие ничтожества, не стоившие ее слез. И исправить она уже ничего не сможет.
Могла ли ее жизнь сложиться иначе? Нет, так как она человек не своего времени. В нашем веке у нее был бы шанс, но 19 век не жалел женщин, что желали большего, чем им позволялось. И что лучше: умереть, как Бовари, в поисках себя и желанного, или всю жизнь тухнуть, а в 60 лет сказать: «И на что я потратила свою жизнь?..»
Написано в рамках Несказанных речей.
Комментарии
Да, пожалуй, ты права. Спасибо, Даяна
Взаимное спасибо ;)
Мне тоже очень понравился этот роман, и сама Эмма вызывала скорее сочувствие, но не раздражение.
Приятно, что не только я ей сочувствовала ;)
Но ведь у нее же был ребенок, она даже не попробовала быть матерью, а вдруг нашла бы в этом призвание. А она просто взяла и малодушно сбежала от всех проблем, практически так же как и Анна.
Мне кажется, она вообще не хотела быть матерью, ее лишь утешала мысль, что может быть мальчик (дескать, мальчикам лучше живется), а девочка - это отражение ее, она так и думает: "Вот, еще одно создание, которое проживет унылую женскую жизнь". Эмма же не выбирала, рожать ей или нет, это ее муж хотел детей. Так что даже тут у героини была навязанная роль. Сказали рожать - рожаем ;(
Я могу ошибаться, давно не перечитывала книгу, но у меня от финала в воспоминаниях осталось именно то, что она даже не взглянув на дочь и не сделав к ней ни единого шага, просто от нее сразу отказалась. И хоть мне финал показался вполне логичным, но вот этот поступок Эммы меня очень разочаровал, вдруг все бы сложилось для нее иначе...
Нет, она пыталась за ней ухаживать первое время, навещала дочь у кормилицы, но скорее по обязанности, в итоге просто на это забила. И это было еще до первого любовника Эммы, в первой половине книги ;(
Надо пойти перечитать) Прям интересно стало, почему я так запомнила ее отношения с дочерью.