Больше рецензий

ShiDa

Эксперт

по бытовому хаосу и тленным настроениям

22 марта 2021 г. 20:45

2K

5 Спойлер «Барышня в погоне за воображением»

Что ни говори, а я люблю эту книжку. В первое мое знакомство с ней я была скорее нейтральна, полюбила же ее позже, за перечитыванием отрывков.

С французской прозой 19 столетия у меня вообще сложные отношения, я обычно стараюсь ее избегать, но Густав Флобер постепенно меня заворожил. Его проза нравится мне своей психологичностью, а так же отточенной лаконичностью: в «Госпоже Бовари» нет ни одной бессодержательной сцены, ни одного лишнего слова. Если есть на свете идеальный текст, то это, вне сомнения, флоберовский текст.
картинка ShiDa
«Госпожу Бовари», бывает, сравнивают с нашей «Анной Карениной», но, кроме супружеских измен и трагизма положения, у этих книг нет ничего общего. Эмма Бовари и Анна Каренина категорически не похожи, хотя обе – фигуры неоднозначные и глубоко печальные. Вот только Анной движет алогичная страсть к единственному человеку (Вронскому), и во имя этой страсти она готова отказаться от прежней жизни. Эммой же управляет страсть, которая не направлена ни кого из живых – это страсть к воображаемому. Если несчастье Карениной в невозможности больше жить без любви, то несчастье Бовари – в невозможности заменить реальность фантазиями и самой стать чем-то большим.

Эмма Бовари – личность с большим воображением. Натура, можно сказать, неуемно пылкая для своего времени. В 19 веке женщина была закована в латы приличий и исключительно женских обязанностей. Все знали, какой должна быть женщина: хозяйственной, трудолюбивой, хорошей женой и матерью. Иных ролей не было. Эмма выросла на ферме, в семье ограниченной, но, лишь она появляется на страницах, понимаешь, насколько она больше этого простенького хозяйства.

Ей ничего не оставалось, как выйти замуж за того, кто ее позвал. Ей и Шарлю Бовари не повезло встретиться. Ставший ее мужем Бовари – человек тоже простой, даже излишне простой. Человек… без воображения. Человек без интересного внутреннего мира. С ним совершенно нечем заняться. Безусловно, он хороший, он верный и заботливый муж, но – нелюбимый. Чужой. Смотря со стороны, легко сказать: «И чего это она? Такой муж отличный! Так любит ее, не то что современные Коли/Васи/Саши/нужное вставить». Шарль и Эмма не виноваты в своей непохожести. Только вот Эмма понимает, что Шарль ей чужой человек, а Шарль, из-за своей ограниченности, считает, что все у них с женой замечательно.

Эмма хотела уйти из семьи, потому что в родном доме чувствовала себя… может быть, посторонней? Не на своем месте. Ей хотелось верить, что замужество изменит ее жизнь. Но она попала в новое болото. Она должна быть «правильной». Как в песне: «Будь хорошей девочкой для всех». У нее не может быть иных желаний, кроме «семейных». Это теперь женщина может разобраться в себе и своих чувствах, найти призвание, стать личностью. Эмма же не может ничего.

От невозможности уйти из ненавистной ей реальности Эмма начинает мечтать: о богатстве, которым она могла бы владеть, о возлюбленном, который мог бы заменить неприятного мужа, о путешествиях и красоте. Постепенно Эмма убеждает себя, что эти мечты могут осуществиться. Мечта так и устроена – она хочет выйти в жизнь, она уже не может биться в голове человека.
картинка ShiDa
Увы, но из-за пошлости жизни столкновение мечты и реальности заканчивается той же самой пошлостью. Мечты о большой любви оборачиваются интрижками с пошляками и дураками, которых пылкое воображение Эммы обряжает в благородные костюмы – так сильно ее влечение к образу достойного мужчины! Мечты о красоте и изысканности вкуса завершаются финансовой катастрофой.

И самоубийство Эммы – вовсе не от страха перед мужем и судебным разбирательством. Нет, ее самоубийство – от невозможности смириться с крушением ее мечты. Оказавшись на самой грани, Эмма понимает, что желанная ею красота – это избитость, превозносимые ею любовники – жалкие ничтожества, не стоившие ее слез. И исправить она уже ничего не сможет.

Могла ли ее жизнь сложиться иначе? Нет, так как она человек не своего времени. В нашем веке у нее был бы шанс, но 19 век не жалел женщин, что желали большего, чем им позволялось. И что лучше: умереть, как Бовари, в поисках себя и желанного, или всю жизнь тухнуть, а в 60 лет сказать: «И на что я потратила свою жизнь?..»
VGp.svg

Написано в рамках Несказанных речей.

Комментарии


ее самоубийство – от невозможности смириться с крушением ее мечты.

Да, пожалуй, ты права. Спасибо, Даяна


Взаимное спасибо ;)


Мне тоже очень понравился этот роман, и сама Эмма вызывала скорее сочувствие, но не раздражение.


сама Эмма вызывала скорее сочувствие, но не раздражение.

Приятно, что не только я ей сочувствовала ;)


И что лучше: умереть, как Бовари, в поисках себя и желанного, или всю жизнь тухнуть, а в 60 лет сказать: «И на что я потратила свою жизнь?..»

Но ведь у нее же был ребенок, она даже не попробовала быть матерью, а вдруг нашла бы в этом призвание. А она просто взяла и малодушно сбежала от всех проблем, практически так же как и Анна.


Но ведь у нее же был ребенок, она даже не попробовала быть матерью, а вдруг нашла бы в этом призвание.

Мне кажется, она вообще не хотела быть матерью, ее лишь утешала мысль, что может быть мальчик (дескать, мальчикам лучше живется), а девочка - это отражение ее, она так и думает: "Вот, еще одно создание, которое проживет унылую женскую жизнь". Эмма же не выбирала, рожать ей или нет, это ее муж хотел детей. Так что даже тут у героини была навязанная роль. Сказали рожать - рожаем ;(


Я могу ошибаться, давно не перечитывала книгу, но у меня от финала в воспоминаниях осталось именно то, что она даже не взглянув на дочь и не сделав к ней ни единого шага, просто от нее сразу отказалась. И хоть мне финал показался вполне логичным, но вот этот поступок Эммы меня очень разочаровал, вдруг все бы сложилось для нее иначе...


но у меня от финала в воспоминаниях осталось именно то, что она даже не взглянув на дочь и не сделав к ней ни единого шага, просто от нее сразу отказалась.

Нет, она пыталась за ней ухаживать первое время, навещала дочь у кормилицы, но скорее по обязанности, в итоге просто на это забила. И это было еще до первого любовника Эммы, в первой половине книги ;(


Надо пойти перечитать) Прям интересно стало, почему я так запомнила ее отношения с дочерью.