Больше рецензий

Ptica_Alkonost

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 марта 2021 г. 14:57

324

3.5 Личные демоны криминальассистента Эберхарда Мока

Читать "Призраки Бреслау" было практически тоже по настроению, как смотреть "Парфюмера". В "Парфюмере" весь видеоряд построен на резких и крупных кадрах всяких натуралистичных, но от этого не менее противных картинок, призванных вызвать в памяти все эти "чудесные" ароматы, ощущаемые героем. В "Призраках" идея была видимо такая же, ибо подобных адских описаний, мерзеньких подробностей и отвратительных крупных планов в книге не счесть. Все не просто в черном цвете, а аккурат в тон обложке - в цвете раздробленных костей, размазанных мозгов и воспаленного сознания.
Главный герой, криминальасистент инспектор Эберхард Мок - человек с перемолотыми войной нервами в хламину. Барахтающийся на краю сознания алкоголик, нашедший единственное решение по забвению, страдающий галлюцинациями и практически сознательно и довольно активно разрушающий остатки своего здоровья. Медленный самоубийца, предпочитающий резать хвост кошке в сорок подходов, хотя что ему еще оставалось? Но хватит препарировать героя, в целом он не неприятен, но очутиться внутри него и прочувствовать весь его личный ад было не слишком радостно и воздушно. В этом плане автору стоит отдать должное, впечатляюще получилось, впечатляюще. В итоге получился молодой мужчина, смотрящий на мир воспаленными красными глазами, мало схожий с идеальным чистеньким сыщиком. А столкнуться ему придется с маньяком, решившим "поиграть", то бишь не просто с невероятнейшей жестокостью убивающим разных людей, но и при этом вступившим в переписку именно с Моком. Убийства, и даже в большей мере их последствия в виде трупов, представлены автором подробно, с поражающей жестокостью, впечатляющими элементами, лично у меня вызвавшими оторопь и рвотные позывы. В этом плане не мой формат чтения, не задействуются у меня при таком рецепторы интереса или удовольствия (или для чего там еще такое содержание предлагается). Мок, что интересно, изначально не мотивирован на расследование, его сфера профессиональных действий далека от "убойного отдела" и близка его стремлению к саморазрушению. Но получив как пес кость первое послание, он как тот самый пес и вцепляется насмерть в возможность расследования, используя для этого все методы. Видимо как на войне и научили, а там, как все помнят все средства хороши. Какие бездны порока и разврата разверзнуться перед ним, впрочем как и перед читателем, судить вам, однако стоит учесть что "чистеньких" подробностей и "лайтовых" описаний будет меньше нежели противоположных. Из-за очень угрюмой и практически безнадежной атмосферы кажется, что весь мир вокруг сдвинулся на почве насилия и пороков (он-то и сдвинулся, но что-то хорошее в мире тоже случается, однако книга убеждает только в черной стороне), однако если не обращать на это настроение внимание (хотя из-за сплошной чернушности это невероятно сложно), то детективная линия тут неплохо закручена и оригинально разрешена. Но все же главную скрипку играет Мок со всеми своими внутренними демонами, поломанный войной человек в жалких попытках существования. У Ремарка аналогичная тема сопровождается лиричной депрессией с горькими, полными алкоголя и философии, но более смиренными (или скорее усталыми, но еще не до апатии) что ли нотками, то у Краевского это более агрессивная подача послевоенной разрухи в головах и душах. Думаю, что задумка автора удалась и он передал именно те эмоции и ощущения которые хотел.

Прочитано в рамках путешествия Вокруг Света, а также в Собери их всех