Больше рецензий

Варичев Алексей (AlexeyVarichev)

Эксперт

Не эксперт, а просто... писатель

22 марта 2021 г. 12:31

674

5 Книга, которая не обманывает ожиданий.

«Одноэтажная Америка» Ильфа и Петрова именно такая книга — книга, которая не обманывает ожиданий. Что особенно приятно, когда, открывая книгу, ожидаешь увидеть литературный шедевр. И видишь! Замечательный язык, легкий шутливый тон, никогда не переходящий границы от юмора к сарказму. Невзирая на публицистический жанр путевых записок, книга — полноценное художественное произведение с безупречно выстроенной композицией, с полностью раскрытой сюжетной линией, с полноценными литературными персонажами. Это работа больших художников, для которых «Одноэтажная Америка» стала последней книгой. Это последний шедевр, на мой взгляд, превзошедший даже такие признанные гениальные книги Ильфа и Петрова, как «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок».

Но тот факт, что авторы книги замечательные художники, сам по себе не может быть удивительным, это и так известно по их более знаменитым книгам, удивительно, что с выдающимся литературным дарованием они совместили такую глубину страноведческого анализа, на какую способен далеко не каждый профессиональный разведчик. Проведя в Америке менее трех месяцев они сумели увидеть ее насквозь, пожалуй, ничто не смогло укрыться от их проницательных взглядов.

Прибыв на американских континент на трансокеанском лайнере, они не стали ограничивать себя одним Нью-Йорком или Чикаго, как делало подавляющее большинство пишущих гостей Америки. Хотя и в Нью-Йорке они сумели увидеть больше, чем многие поселившиеся в нем эмигранты из нашей страны. Однако узнав на месте, что Нью-Йорк — совершенно не типичный американский город, резко контрастирующий со всей страной, населенный жителями, которые остальным американцам кажутся отстоящими от них далее, чем алеуты, Ильф и Петров решили поскорее оставить его и побольше времени провести в автопутешествии по Америке, которое они и изначально планировали. Они приехали для того, чтобы увидеть и раскрыть для себя суть Америки, и они это сделали, хоть для этого и понадобилось дважды пересечь страну на автомобиле: сначала с востока на запад, затем, уже по другому маршруту, в обратном направлении.

С добросовестностью документалистов они описали достопримечательности и курьезы Америки, такие например как Ниагарский водопад и закусочные, традиционно располагающиеся в аптеках. Но гораздо больше их интересовали не курьезы, а вещи типичные, определяющие ход американской жизни. Выяснилось, что стиль жизни в Америке, невзирая на широко рекламирующийся по всему миру американский индивидуализм, в высочайшей мере стандартизирован. Практически все американские города, за исключением совсем не многих, пересчитать которые действительно можно по пальцам одной руки, как две капли воды похожи друг на друга: одинаковые улицы, одни и те же памятники на площадях, одинаковые дома на улицах, одинаковая мебель в домах. Возможно, из этого и проистекает та непреодолимая тяга американцев быть такими же как их соседи, настолько непреодолимая, что любой житель городка, который не сумеет соответствовать местным стандартам будет отторгнут обществом, и в лучшем случае окажется вынужденным сменить город, чтобы на новом месте начать все сначала. Отсюда истинно американская забота о собственной репутации и демонстративное показное дружелюбие, и такое же показное отличное настроение. Это крайне важно в Америке, так как изгой первым делом потеряет работу, а потеря работы для людей намертво сидящих на кредитной игле с ее ежемесячными платежами означает полную потерю всей их собственности сразу же, как только они не смогут оплатить очередной транш. Одноэтажная сущность Америки была уловлена авторами предельно ясно и четко.

Но это еще не все. Крайне интересно также уведенное ими при посещении заводов Форда. Ильф и Петров посетили и автомобильный завод-гигант, и пообщались с самим Генри Фордом, и с самыми высокопоставленными из работающих у него директоров. Из разговоров с ними они узнали об идее разукрупнения производства, разделения его различных частей и разноса их по достаточно широкой территории, чтобы рабочие жили и работали в небольших поселках, построенных вокруг заводика на триста-четыреста рабочих мест, совмещая труд на заводе с занятием фермерством. Что позволит ликвидировать неспокойные в политическом отношении индустриальные центры и перенести производство в ту самую одноэтажную Америку, где смерти подобно хоть чуть-чуть оказаться не таким как все. Законсервировав, таким образом, текущую общественно-организационную форму — эдакий подремонтированный капитализм с пасторальным душком. На одном из первых подобных предприятий Ильф и Петров так же сумели побывать. Но интереснее всего, на мой взгляд, в этом то, что идея почти столетней давности как раз в наши дни последовательно реализуется и при том сразу во многих странах мира.

Еще более подробно, чем заводы Форда, Ильф и Петров описывают Голливуд, в котором они задержались довольно надолго. В то время Фабрика Грез выпускала более восьмисот художественных картин в год, из которых только одна-две действительно имели право носить это гордое имя, остальные же сотни представляли из себя однообразную, низкопробную, но коммерчески успешную халтуру. Самое удивительное же было то, что из слов работающих в Голливуде режиссеров, актеров и сценаристов, с которыми общались Ильф и Петров, они выяснили, что именно эта халтура и является тем, на что ориентируют выпуск хозяева киностудий, а те единицы стоящих фильмов, которые тоже все-таки появляются, всегда делаются почти что подпольными методами, вопреки воле заказчиков. То есть, на самом деле Голливуд оказался специально выстроенной машиной по выпрямлению извилин, категорически отучающей своего зрителя даже пытаться думать и приучающая его незатейливо развлекаться на уровне питекантропа. Такой он — идеальный потребитель — подданный торговой компании, имитирующей из себя государство.

Не менее интересные вещи рассказали Ильф и Петров об американской медицине, встречи с которой представители среднего класса боятся больше, чем встречи со смертью, так как встреча эта неизменно оканчивается для них разорением. Это подход, когда целью медицины объявляется не лечение, а получение прибыли. Нам с вами сейчас это тоже должно показаться интересным.

Но кроме этих довольно невеселых открытий, большое место в книге уделяется так же описанию природы Америки, быту ее жителей. А Ильф и Петров видели не только Ниагарский водопад, но и Гранд Каньон, и пустыни юго-западных штатов, и секвойи Калифорнии, и индейские резервации, и даже успели нелегально побывать в Мексике, у которой в то время не было дипотношений с Советским Союзом.

Но самое главное, о чем бы не писали авторы: о Нью-Йорке, или о крохотных одноэтажных городках Америки; о величественных секвойях, или об огромном висячем мосте возле Золотых ворот; о киноиндустрии или о торговле попкорном это всегда написано великолепно, живым, задорным языком и неизменно описанной оказывается самая суть предмета. Что делает «Одноэтажную Америку» самой великой книгой о самой сути американской жизни. А суть, как вы сами понимаете, не очень-то подвластна течению времени, что делает книгу Ильфа и Петрова в значительной мере не потерявшей своей актуальности и сейчас, спустя почти уже целый век после ее написания.

Комментарии


Благодарю за блестящую, вдохновляющую на прочтение рецензию + блок тем, которые надо будет изучить попутно.


Не за что)) Собственно, для того их и пишу)