Больше рецензий

21 марта 2021 г. 14:43

1K

4 Писатель - человек?...

Все еще часто я грешу тем, что испытываю некоторую неприязнь к авторам, пишущим о высоком, в то время, как сами они – один почти сплошной недостаток. Как сейчас, помню первое подобное разочарование. Читала стихи Фета, представляла, какой он тонко чувствующий, глубокий, страстный… Правда, вскоре учительница по литературе щелкнула по носу мою наивность, сообщив, что Афанасий Афанасьевич – всего лишь ленивый поросенок, променявший любовь на богатство.

Моэма я читала много еще в университете, особой любви он не вызывал, но Сомерсет Моэм - Луна и грош и Сомерсет Моэм - Разрисованная вуаль до сих пор – яркие пятна в памяти. Интереса, как личность, британец тоже не разбудил. Может, строки его были слишком гладкими, может, смотрела под иным углом – углом изучения иностранного языка. Так или иначе, я почти ничего не знала о Сомерсете Моэме.

До 11 лет британский писатель жил во Франции и совсем не говорил на английском. Язык он шлифовал, читая классиков и подражая им. Одно время Моэм часто захаживал в библиотеку и старательно выписывал для заучивания названия редких драгоценных камней, оттенков изысканных эмалей, тонких тканей и прочей ерунды. Он искал свой стиль, как примерный заучка, а, в конце концов, осознал, что ясность – лучшее, что дает язык. Такая простая, но такая часто игнорируемая мысль.

Моэм, кстати говоря, не испытывал ни интереса, ни симпатии к модным в начале 20 века техническим ухищрениям писателей, вроде, например, изображения потока мыслей героя. Еще он забавно парадоксально рассуждает о литературных критиках, считая, что они должны держаться традиционности, но чувствовать новые запросы времени и откликаться на них. Потом повеселили сетования Моэма на тот факт, что он

всерьез взялся за жанр рассказа в такое время, когда лучшие писатели Англии и Америки подпали под влияние Чехова.

Он, конечно, похвалил Антона Павловича за неповторимую изюминку, но потом не раз и не два упрекнул за уныние, грусть, ограниченность таланта и взглядов. Это все может коробить, но сразу замечу – Моэм не претендует на универсальную истинность, он вообще очень снисходителен к людям. Не потому ли, что, большей частью, ему нет до них дела?..

Моэм писал эту книгу, чтобы вытрясти из головы главные мысли, подчеркнуть красным карандашом свое «важно», отпустить то, что уже не имеет значения. По сути, это просеянный художник и человек, самая сердцевина сложившейся личности. И я не могу не попробовать описать ее. На мой взгляд, Сомерсет Моэм – одиночка, видевший в людях скорее потенциально интересных героев собственных произведений, нежели приятелей, друзей и любимых. Он редко говорит о сердечных привязанностях и страстях. Будто стесняется их, или же не придает им большого значения. Моэм был жаден до жизни, он познавал ее многогранность в путешествиях и то, что считал любопытным и полезным, старательно записывал в блокноты. Он сдержан, педантичен и умен. Наверное, Моэм – не такой человек, с которым приятно провести бесполезный вечер, жевать бутерброды, смотреть чепуху и будить соседей хохотом. Он черпал жизнь ложками потому, что ее в нем не было. И когда молодость, а с ней и энергичность ушли, в остатке получился суховатый старик.

Думаю, с такими, как Моэм, можно говорить лишь по делу – о литературе, искусстве, философии, политике. Четкими и выверенными фразами. С блокнотами и карандашами. Полезно. Информативно. Без дурачеств и самоиронии. Как взрослые.

И пусть, Сомерсет Моэм-человек не вызывает у меня ни симпатии, ни понимания, он еще на шаг приблизил меня к принятию того, что писатель – это одно, а его личность – часто совсем другое.

Рецензия написана в рамках игры «KillWish»

Комментарии


Неплохо рассказала.) Скука стала более понятна.

Без дурачеств и самоиронии. Как взрослые.

С юмором все плохо?

Пара вопросов -
К кому из классиков он особо склонялся?
Есть в этой книге рассуждения о Джулии?
Кого Моэм тебе напоминает из писателей? Как человек и как писатель.


С юмором все плохо?

Ни одной шутки не нашла. Либо плохо искала, либо просто не мой юмор)

К кому из классиков он особо склонялся?

Особенно нравился ему Вольтер, хорошо отзывается о Свифте, очень хвалил за владение языком Сидони-Габриель Колетт. Не знаю пока, кто последняя, но закинула на почитать.

Есть в этой книге рассуждения о Джулии?

Увы( Он все больше говорит о своих пьесах. Я, кстати, долго ждала, что он хоть пару слов скажет о своих романах, но нет.

Кого Моэм тебе напоминает из писателей? Как человек и как писатель.

Это сложный вопрос... Предположу, что он напоминает мне Кронина, если бы Кронин писал рассказы. Есть какое-то еле уловимое сходство с Толстым, но я могу ошибаться.
Какой он человек... Вот тут совсем сложно. Но первая ассоциация была с лекциями Набокова. Моэм - суховат, не достает ему искренности, может даже легкости...


Предположу, что он напоминает мне Кронина, если бы Кронин писал рассказы. Есть какое-то еле уловимое сходство с Толстым, но я могу ошибаться.

Читал у него пару книг, у Моэма.
И привёл бы такие же ассоциации) В целом, не могу определить для себя его стиль.

Моэм - суховат, не достает ему искренности, может даже легкости...

Я бы сказал, в нём мало энергетики.


Или он - просто очень сдержанный)

И привёл бы такие же ассоциации)

Не может быть)


Или он - просто очень сдержанный)

Зато в таких книгах отдыхаешь, как мне кажется. От постоянной энергетики все-таки устаешь.


Все еще часто я грешу тем, что испытываю некоторую неприязнь к авторам, пишущим о высоком, в то время, как сами они – один почти сплошной недостаток.

Раньше я тоже была несколько чувствительна к этому вопросу) а сейчас, когда высокое искусство (что-то такое близкое к совершенству) исходит от человека, который сам далек от идеала, воспринимается даже более ценным. Естественно, когда что-то прекрасное исходит от кого-то прекрасного, а вот от земного человека с кучей ошибок и не самых героических поступков...В этом есть превозмогание собственного несовершенства.

Моэма я читала много еще в университете, особой любви он не вызывал

"Театр" тоже не вызвал особых впечатлений. Даже не помню дочитала ли я его...Для меня Моэм в принципе какой-то не очень выразительный...Не манит)

Наверное, Моэм – не такой человек, с которым приятно провести бесполезный вечер, жевать бутерброды, смотреть чепуху и будить соседей хохотом.

Так это бывает обманчиво...)) Нередко самое веселье происходит с тем, от кого меньше всего ждешь))

Тебя вообще больше привлекают люди, страстность которых видна сразу или те, кто внешне холоден?


"Театр" тоже не вызвал особых впечатлений. Даже не помню дочитала ли я его...Для меня Моэм в принципе какой-то не очень выразительный...Не манит)

Есть такое. Но он, в общем и целом, очень плох. На сколько я помню) У меня еще один его роман в режиме ожидания. Сравню впечатления.

Так это бывает обманчиво...)) Нередко самое веселье происходит с тем, от кого меньше всего ждешь))

Бывает. Но опять-таки это зависит от веселящейся личности. Мне гораздо проще искренне веселиться с теми, с кем комфортно. С малознакомыми тоже могу, но это иное веселье. Я думаю, тебе тоже близка такая позиция?)

Тебя вообще больше привлекают люди, страстность которых видна сразу или те, кто внешне холоден?

Внешняя холодность тоже часто не насквозь холодная - человек может выдать себя взглядом, жестом, голосом. Если я вижу прям непроницаемую холодность, то нет, едва ли воспылаю интересом к льдине) Интерес вызывает неправильность, нестыковки - ну, например, сначала человек отстранен, ведет себя деловито и сдержанно, а потом подначиваешь, поддразниваешь, шутишь, и прям видишь, как тает лед. К открытым проявлениям страстности характера везде и повсюду отношусь часто с недоверием, иногда это настораживает. Наверное, потому что не верю в пылкие чувства лет с 19)

Вспомнилась на эту тему бывшая начальница. Та еще страстная натура была - вечно шумела, мешала, трындела, пищала и пр. В общем, бесила она меня знатно поначалу, а потом это переросло в раздражение.
А тебя что больше привлекает?


Я думаю, тебе тоже близка такая позиция?)

Я почти уверена, что многим эта позиция ближе, мне в том числе)

Внешняя холодность тоже часто не насквозь холодная

Ну, собственно, потому она и внешняя)

Та еще страстная натура была - вечно шумела, мешала, трындела, пищала и пр.

Возможно, она просто шумная и эмоциональная) страсть обычно лежит в других плоскостях)

А тебя что больше привлекает?

Отстраненные и сдержанные меня больше привлекают. Особенно в контексте мужчин. Я и книжных персонажей люблю несколько прохладных. Страсть и темперамент для меня ближе в виде землетрясения, чем пожара или урагана)


Возможно, она просто шумная и эмоциональная)

Просто глупая)
Кстати, а что для тебя такое "страсть"? В какой плоскости она лежит?

Особенно в контексте мужчин. Я и книжных персонажей люблю несколько прохладных.

Любимый и любимая есть?

Страсть и темперамент для меня ближе в виде землетрясения, чем пожара или урагана)

А какая разница? Ведь все три - стихийные, разрушительные. Или ты про то, что страсть землю из-под ног должна выбивать?


Кстати, а что для тебя такое "страсть"? В какой плоскости она лежит?

Аппетит к жизни и внутренняя сила. Не представляю человека страстного и одновременно слабохарактерного.

Любимый и любимая есть?

Женский персонаж совсем на ум не приходит, а из мужчин, пожалуй, поюзанный мной Майкл Корлеоне. В нем и сила характера, и холодность, и пассивная агрессия. Но больше в к/ф.

А какая разница?

Принципиальная) У них же абсолютно разная природа. Даже по типам темперамента, которые так часто систематизируют через стихии. Четверо мушкетеров и показывают разницу - у каждого свой тип страстности)

Или ты про то, что страсть землю из-под ног должна выбивать?

Не совсем. Дрожь земли - такая страсть, которая происходит из чего-то глобального и с виду неподвижного, тяжелого, постепенно набирающего амплитуду.

А для тебя какой тип темперамента ближе по стихиям? Ты, кстати, к какой относишься по дате рождения?)


Не представляю человека страстного и одновременно слабохарактерного.

Но наверняка и такое бывает)

Четверо мушкетеров и показывают разницу - у каждого свой тип страстности)

Увы, не читала((( Расскажи, что за типы, можно без имен)

А для тебя какой тип темперамента ближе по стихиям? Ты, кстати, к какой относишься по дате рождения?)

Ален, прям в тупик меня поставила. Я как-то не особо думала на эту тему, для меня важно, на сколько человек притягивает. Но чаще меня притягивают сангвиники (подобное к подобному, так сказать), а кто они по стихии... А бог его знает. Чисто календарно я - воздух. Это что-то значит?)))


Но наверняка и такое бывает)

Возможно, но в целом одно исключает другое)

Увы, не читала

И фильм тоже не смотрела?) Да тут и рассказывать—то нечего, это же классические типы темпераментов) Д`Артаньян — холерик (огонь), Атос — флегматик (земля), Партос — сангвиник (воздух), Арамис — меланхолик (вода).

Чисто календарно я - воздух. Это что-то значит?)

Психологическая классификация и гороскопическая, естественно, совпадают не всегда, так что тебе виднее значит это что-то в твоем случае или нет)) я по дате земля.


Алён, я не знаю, какая я стихия) могу все, как настоящая русская женщина - и покричать, и повеселиться, и всплакнуть, и уйти в несознанку)
А ты - кто больше?)


Я тоже не знаю) Тоже смешанный тип, но ближе земля) со стороны больше похожа на Атоса)


мне иногда кажется, что ты похожа на училку))))


Иногда мне кажется, что ты тоже)))


Даже спорить не буду)