Больше рецензий

18 марта 2021 г. 17:12

804

4 "... ибо искушение велико, а нищета беспредельна..."

Признайтесь, что Вам хоть раз в жизни было знакомо подобное чувство. Чаще всего оно характерно для неокрепшей детской психики, но взрослые на эмоциях тоже могут грешить подобными мечтами. Вот Вас отвергли, обидели, унизили или оскорбили и Вы мечтаете о том, что рано или поздно наступит день, когда судьба снова сведет Вас с этим негодяем, но к моменту новой встречи роли поменяются и теперь уже Вы, взрослый, сильный, богатый, знаменитый или какой угодно еще в зависимости от ситуации сможете достойно дать сдачи и заставить обидчика держать ответ за его старые прегрешения. Но проходит время, жизнь сглаживает острые углы, обиды забываются, люди расходятся как в море корабли. И зачастую подобные фантазии так и остаются лишь сценариями в нашем воображении. Но не всегда - в единичных случаях бывает так, что обида настолько сильна, что ее проносят с собой сквозь года, до глубокой старости, а жажда мести не утихает ни на минуту... Это в уголовном праве есть понятия сроков давности, а человеческой душе подобное не ведомо... Собственно именно такому случаю и посвящена пьеса Фридриха Дюрренматта "Визит старой дамы".

В родной городок после долгих лет отсутствия возвращается эксцентричная миллионерша Клара Цаханассьян. И эта новая встреча с городом и его жителями разительно отличается от их последнего свидания, когда девушку оклеветали, опозорили и выжили из города. Тогда Гюллен был преуспевающим перспективным городком, его жители - напыщенными добропорядочными буржуа, а Клара - беременная, одинокая и осмеянная. Сейчас же колесо фортуны разыграло совсем иной расклад. Теперь Гюллен обнищавшая бесперспективная дыра, горожане - опустившиеся нищеброды, а Клара в мехах и бриллиантах, сорящая деньгами направо и налево, видится им чуть ли не сошедшей с небес спасительницей. И если мотивы, по которым миллионерша вернулась на родину, мне вполне понятны, то как только были озвучены первые надежды, возлагаемые местными на главную героиню, я слегка растерялась от того, что абсолютно не могла взять в толк, какое моральное право они имеют рассчитывать на нее и ее капиталы? Но Клара невероятно удачно подобрала момент для возвращения и слишком хорошо знала своих сограждан, чтобы сделать им предложение, от которого они не смогут отказаться...

Она всего-навсего хочет чтобы свершилось правосудие. Чтобы оклеветавший ее в свое время перед судом Илл понес за это наказание. Так кажется на первый взгляд. Но сдается мне, что Клара хотела наказать не одного Илла. Свою долю вины должны были разделить с ним и все те, кто хоть как-то был сопричастен к произошедшей с ней несправедливости - хоть активным действием (как судья или лже-свидетели), хоть пассивным бездействием (как все остальные горожане, которые знали, что Клара встречается с Иллом и он вполне может быть отцом ее ребенка, но поверили ему, а не ей). Своим предложением "миллиард долларов в обмен на убийство Илла" Клара обрекла на определенные муки весь город. Ведь как легко и просто было выкрикнуть сразу с гордым возмущением, что они никогда не пойдут на подобное, и как тяжело было день за днем знать, что от возрождения город отделяет совсем немного. Миссис Цаханассьян прекрасно знала, что ее предложение будет принято - это лишь вопрос времени. И сами горожане подспудно тоже это знали. И именно поэтому шаг за шагом стали вести себя так, как будто уже приняли предложение, как будто им уже выплатили обещанную награду... Такова власть денег и такова человеческая природа. Так было задолго до нас, так было в те времена, когда Фридрих Дюрренматт написал эту пьесу, так есть сейчас и, увы, будет во веки веков.

Правда, я до последнего не верила в то, что Клара доведет задуманное до конца. Мне казалось, что она удовлетвориться тем хаосом и смятением, которые поселились в душах гюлленцев от ее предложения. Я думала, что она остановит этот цирк в тот момент, когда горожане перейдут к решительным действиям и что осознание ими всей степени собственного морального падения будет для нее приемлемой платой за свершенную когда-то с ней несправедливость. Увы, но порой женщины в жажде мести не знают слова "стоп"... Но, как признается сам автор в примечаниях, это злая пьеса и мне кажется, что охарактеризовать ее лучше, чем этим простым прилагательным, не стоит и пытаться. Произведение удивительно тем, что, несмотря на абсолютное равнодушие ко всем персонажам, все их поступки и мысли мне были по-человечески совершенно понятны. Наши герои просто люди, а люди слабы. Автор этой пьесы не очень-то уверен, что сам в подобных обстоятельствах поступил бы иначе - и я с ним солидарна...

Книга прочитана в рамках 15-го тура игры "Вокруг света"