Больше рецензий

Aresteia

Эксперт

Опытный суетолог, невдуплист, упоротень

16 марта 2021 г. 01:02

3K

3.5 Не жалей умерших, Гарри. Жалей живых и, прежде всего, тех, кто живет без любви

Думаю, чтобы лучше оценить книгу по всем заслугам, стоит разбирать ее по двум составляющим, которые хотелось бы оценить независимо друг от друга.
Первый параметр: сюжет. Мрачный постапокалипсис, где человечество обречено на гибель от рук Четырех Всадников, посланых вершить правосудие над людьми за порочность и неисправимость последних. По загадочным обстоятельствам трое из всадников пропадают, а на Земле бушует Мор, кося лихорадкой целые города. До того самого момента, как некая Сара Бейн, в попытке спасти близких и человечество, сносит ему полголовы и для надежности сжигает тело на костре (вот вам и 18+). С этого момента и начинается история конца.
Нужно признать, что откровенных ляпов и несостыковок в сюжете нет, но частично это дано тем, что очень многие моменты автор пока что еще не раскрыла. Природа всадников и их божественная связь с Вечным с одной стороны была рассказана, но достаточно расплывчато. Будем надеятся, что эти козыри будут нам выложены в последующих книгах. Хотя, если честно, если бы не последние пару страниц, книгу можно было бы закончить как однотомник с хэппи эндом. Сложно представить, чем автор будет удивлять нас в следующих (аж!) 3х книгах, потому что кажется, что идея уже имела свой логический конец. Не хотелось бы, чтобы продолжение было высосано из пальца или походило на первую книгу, но, хоть убейте, не представляю какой жаркой новинкой можно разжечь сюжет на последующие три книги.
Второй момент: герои и их мотивация. Мор обижается на Сару за неудачную попытку убийства так сильно, что решает устроить ей "сахарную жизнь" полную боли и страданий - как душевных, так и физических. И они путешествуют из города в город, сея вокруг болезнь и смерть, наблюдая, как род человеческий постепенно угасает. И подобно Маленькому Принцу, который на каждой планете узнавал что-то новое, так и эта "чумовая" парочка в каждом новом доме находит крупицу надежды, которая может спасти человечество.

Образ Мора построен на противоречиях: вот он весь из себя такой древний и могучий, а вот наивный и совершенно не разбирающийся в людских эмоциях и проступках; вот он то неумолимый распространитель заразы, то девственно нежный мальчик-ангелочек.
На чем построен образ Сары сказать сложно. Пожалуй, на сумбурных мыслях, бесконечном альтруизме и бушующих женских гормонах при малейшем вздохе Мора. Если Мор с его Гамлетовскими вопросами быть или не быть все же задел струны души, то Сара со своим тугодумием умудрялась сбивать весь настрой. От некоторых ее рассуждений брови не то, что просто взлетали вверх, а с грохотом пробивали крышу:

Женщине не полагается странно радовать глаз. Она должна быть сногсшибательной, взрывающей мозг, потрясающей стервой, которую невозможно выбросить из головы.

К тому же, ее сленг (вроде сортира, поршня и тд) и плосковатые шуточки сильно резали глаза.

Изначально (примерно треть книги) отношения этих двоих нельзя было охарактеризовать иначе, чем "стокгольмский синдром". С.В. Асямов так описывает этот термин:
Психологический механизм синдрома состоит в том, что под воздействием сильного шока и долгого пребывания в плену заложник, пытаясь справиться с чувством ужаса и гнева, которые он не имеет возможности выразить, начинает толковать любые действия агрессора в свою пользу. Жертва ближе узнает преступника и в условиях полной физической зависимости от него начинает испытывать привязанность, сочувствовать и симпатизировать террористу. А теперь смотрите сами:

Странное это чувство – полная беззащитность перед тем, кто то причиняет тебе боль, то заботится и ухаживает за тобой. У меня связаны руки, и я вынуждена принимать помощь этого сатанинского отродья, ведь самостоятельно мне не спешиться. И я замечаю, что в каждой мелочи пытаюсь увидеть его доброту, его сострадание.

Более того, постоянные метания неспокойной души Сары особого шарма тоже не предавали. Я, конечно, понимаю, что 18+ здесь не только из-за кровушки и смерти, но легкое раздвоение личности главной героини в некоторые моменты действительно утомляло:

Я на самом деле близка к тому, чтобы отказаться от ванны. Поверьте, я не ханжа, но меня не радует перспектива обнажаться перед существом, которое пытается устроить конец света...
...Но почему-то его безразличие меня задевает. То ли я хочу, чтобы его потрясло мое тело (фу!), то ли меня раздражает, что он вообще ничего не испытывает при виде голой женщины.

Из-за подобных моментов, когда Сара металась на качелях своего настроения, моя оценка книги взлетала то к 4, то к 2, в результате остановившись на 3.5.

Прочитано в рамках игры "Весенняя мозаика" от Трактира "Чердак"