Больше рецензий

DollakUngallant

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 марта 2021 г. 11:00

231

5

Пришлось мне обратиться к книге И.И Яковлева, столкнувшись в «Ореховом Будде» Б. Акунина с удивившим изображением «организации труда и быта» на петровской Онежской верфи в Лодейном Поле.
Книга «Корабли и верфи», 1973 года издания, производит солидное впечатление глубиной проработки материала с очень простой, доходчивой формой подачи. Умели всё-таки раньше писать книги научно-популярного жанра. Обширное содержание и объем информации не выхолащивали до десяти главных тезисов, опасаясь, чтобы не уснул читатель, но и не погружались в пучину информации, повторений и зауми.
В монографии в виде отдельных очерков о кораблестроении обобщается история создания отечественного гражданского и военного морского флота от Новгородской республики до третьей четверти XX века.

На примере самолетостроения давно известно, а после прочтения работы И.И. Яковлева, выяснилось, что и для судостроения применимо положение о том, что эволюция в отраслях промышленности не идет непрерывно. Пресекается, уходит по тупиковым направлениям, возвращается к брошенным ранее курсам развития. Открывает новые…
Сегодня для США большая проблема восстановить производство одноместного самолета F-15, поскольку последние изготовленные были двухместными. А такие авиационные шедевры, как ХВ-70 «Валькирия» или мясищевский М-50 (М-56), и даже летающие Ан-124 или Ан-22А, вообще на сегодня оказываются артефактами ушедшей эпохи или недостижимым технологическим чудом.
От пассажирских сверхзвуковых Ту-144 или «Конкордов» 30 - 40 лет назад отказались из-за дороговизны, шумности и недостаточного уровня надежности. А сегодня уже не за горами возобновление выпуска новых сверхзвуковых пассажирских лайнеров. Американцы и китайцы начали работы над своими проектами несколько лет назад.
Если эти примеры технологически сложнейших воздушных судов часто невозможно восстановить по причинам больше экономического характера, то многие морские корабли прошлого не восстановить по причине утраты навыков, технологий, мастерства.
Иван Ионович Яковлев, организатор советской судостроительной промышленности, ректор Ленинградского кораблестроительного института, рассказывает в своей книге о строительстве уникальных судов. От челнов, набойных ладей, разных шитиков и ушкуев к парусным кораблям Петровского флота, бригантинам, галерам, фрегатам. Далее к пароходному флоту и потом к современности, очерк за очерком.
Удивительное историческое путешествие по уникальным кораблям и верфям прошлого и настоящего.