Больше рецензий

peggotty

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 сентября 2012 г. 23:15

463

3

Полагаю, что для потомков роман этот невольно спасла Джейн Остен, прописав его комедийным фоном "Сьюзан" еще в 1798 году - в романе, который позже и посмертно для всех стал "Нортенгернским аббатством". Потому что у меня так и не придумалось никакого более складного объяснения тому, как "Удольфские тайны" дотянули до двадцать первого века, не всосавшись совершенно в пучину безвестности по соседству с Шарлоттой Смит и даже Фанни Берни, хотя последняя - в отличие от натужно сериозной и излишне трендовой миссис Радклифф - иногда умела применять к собственным текстам несколько зародышевое, но все же, несомненно, живое чувство юмора.

Спас миссис Радклифф - вкупе с блестящим издевательством Остен - концентрированный отжим всевозможных клише, которые впоследствии разойдутся как по более поздней литературе романтизма, так и еще более поздним всплескам нео-готической романтики у толстой и посюсторонней викторианской литературы. "Удольфские тайны" - своего рода википедия готических образов для трепетного копипастера: количество потайных ходов на один полуразрушенный средневековый замок здесь явно рассчитано на два их десятка, а романтическими пейзажами - точнее, по моде того времени, зрелищами, вызывающими у героини внутренний трепет, который по описанию чем-то сродни то ли душевной клизме, то ли латентному оргазму - текст нашпигован до того плотно, что подчас за такими дробинами не видно слоновьего зада, то есть, какого-то основного костяка романа.

Впрочем, этот костяк отчетливо напоминает видавший виды скелет из кабинета биологии: с одной стороны, с ним много чего случалось, с другой стороны - все равно пластмассовый. Даже в литературе двухвековой давности, тем более развлекательной литературе, никто не отменял каких-то простых повествовательных законов - например, а) в романе должен быть сюжет и б)читателю об этом должно быть известно.


В "Удольфских тайнах" сюжетная линия теряется как мальчик на филфаке в бесконечном нагромождении утомительных травелогов и трепетных зрелищ. Идеальная по всем параметрам будущая сирота Эмили Сент-Обер двести страниц ездит с больным папенькой по пейзажам Лангедока - Афиша:Лангедок от 1584 года сообщает нам, что там все было зашибись. По пути Эмили и папенька встречают благородного охотника Валанкура, который тотчас же влюбляется в Эмили (все опять зашибись), но тут папенька выполняет, наконец, свою основную сюжетную функцию и умирает.

Эмили попадает под опеку своей тетки мадам Шерон, которая в свою очередь попадает под брак со злодеем-итальянцем Монтони. Вместе они начинают измываться над бедной сироткой - везут ее в Венецию, где возят по балам и званым ужинам, а затем и вовсе отвозят в томительно полуразрушенный замок в Апеннинах (для современного читателя тут требуется пояснение, что это все уже не зашибись). Отсюда сюжет обнаруживает признаки себя и начинает что-то с этим делать: Эмили видит ЧТО-ТО до жидкого страшное под черной занавеской, но еще пятьсот страниц молчит об этом, в районе замка кто-то по ночам играет на неопознанных музыкальных инструментах, Монтони пытается силой отнять сначала у тетки Эмили, а затем и у самой Эмили жирные земли в Лангедоке, замок периодически осаждают, тетка периодически умирает, а на Эмили периодически покушаются - хотя, ну как покушаются, то замуж как начнут брать, то разбойник как зажмет в темном углу да как поцелует РУКУ.

Пересказывать сюжет дальше не имеет смысла, во многом еще и потому что и сюжет дальше его не имеет - скажем только, что Эмили предстоит еще потерпеть кораблекрушение, а читателю - страниц триста.

Но в целом, в целом, роман, конечно, не совсем уж безнадежен, несмотря на все свое строгое следование моде, когда необходимо было беспрерывно чувствовать всем телом, чтобы сойти за человека, а в героини попадали девушки, несовместимые с жизнью. Прелесть "Удольфских тайн", хоть и спрятана глубоко за буквенным налетом, все же иногда лезет на поверхность и заключается в следующем: любая экзальтированная дура до последнего держится за свои поместья в Лангедоке, а это доказывает, что даже за двести лет мир не очень-то переменился.

Оригинал записи в LJ

Комментарии


Спасибо за прекрасные рецензии)