Больше рецензий

vamos

Эксперт

Развлекаю только себя.

13 марта 2021 г. 22:32

925

5

Удивительно, что Донна Тартт смогла очаровать меня своими героями, заставить им сопереживать, быть на их стороне, учитывая, что лет пять назад я уже читала эту книгу, знала, что к чему и что очаровываться в ней вообще-то некем. Но это настолько талантливый, глубоко погружающий в себя текст, что во время чтения я полностью в нем растворилась, смотрела на все глазами Ричарда, жила его эмоциями, воспринимала остальных героев так же, как он. И впечатление после второго прочтения у меня осталось гораздо более сильное.
Когда Ричард описывал свои первые впечатления от новых друзей, то, как потихоньку он вливался в их компанию, как был ими очарован, становилось неважно, что из пролога мы знаем, что они совершили преступление, а из предыдущего прочтения я помню, что между ними все совсем не так гладко, как ему кажется со стороны. Я так же, как он, была заворожена контрастом между главными героями и остальными студентами, их общением, буднями в прекрасном загородном доме, тесными дружескими отношениями между ними. Мне очень хотелось самой влиться в эту компанию, стать одной из них, испытать на себе, каково это — быть частью настолько мощного целого. И тем больнее было вместе с Ричардом чувствовать, как розовые очки постепенно начинают разбиваться, стеклами внутрь, конечно же. И ближе к концу, вспоминая все произошедшее и пытаясь посмотреть на него без вот этого зачарованного фильтра, я понимала, как многого мы с Ричардом не видели и как много воспринимали не так. В какой-то момент я с удивлением обнаружила, что самым приятным и надежным персонажем в этой книге становится Джуди, которая изначально довольно по-снобски описывалась ГГ и вместе со своей компанией была неприятным фоном, на котором блистали непогрешимые Генри, Камилла, Чарльз и Френсис.
Забавно было разделять такое вот опьянение Ричарда новыми друзьями до самой крайней степени, когда казалось, что все, что они делают — правильно, и что другого выхода у них нет. Донна Тартт так достоверно описывала, какой Банни гаденыш, что в голове даже мыслей других не было, кроме той единственно верной, как казалось. Ну в самом деле, что еще с ним можно было сделать, когда он вел себя так? И тем страшнее в конце понимать, что все было не таким, как казалось, что из всех героев лезет такое же говно, как лезло из Банни, что они ничуть не менее токсичные, и что все можно было решить совсем по-другому. И что мы с Ричардом, так и оставшиеся в этой компании посторонними, могли просто не видеть реально существующих возможностей выхода, и могли не знать всей картины, и подноготной отношений Банни с остальными, и причин, и мотивов, и тайных мыслей, и много чего еще самого разного. (И самое главное — что мы вообще-то могли никак в это не впутываться). Сейчас вспоминаю момент с грибами и аж дрожь продирает, это же совершеннейшее безумие, могущее придти в голову только настоящему психопату. А в процессе чтения в этом видится даже какая-то доля логики. Жутковато как-то. Точно так же само собой разумеющимся кажется то, что Ричард так тесно вовлечен во всю эту кошмарную историю, хотя казалось бы, причем тут вообще он? Но читаешь — и тебя совершенно не удивляет, что чужие проблемы становятся его собственными, что он добровольно впутывает себя в такие масштабные трудности, до такой степени разделяет чужие страхи и вообще никак не пытается все проанализировать и вытащить себя из этого кошмара, наоборот, увязает все глубже и глубже.
Когда у меня все-таки получалось отделить себя от главного героя и посмотреть на остальных своими собственными глазами, я понимала, что из них всех лично мне нравится только Френсис. Это прям очень удивительно, потому что в жизни я не люблю ипохондриков, это качество меня реально отталкивает в людях. Но среди всех остальных он какой-то наиболее душевно здоровый (что крайне странно звучит, учитывая контекст), наиболее добрый и наименее ядовитый.
Знаю, что принято осуждать Джулиана, но вот кого-кого, а его точно винить ни в чем не могу. Разве что в достаточно специфических методах преподавания, но тут сложно что-то сказать, потому что мне в принципе непонятна система образования в США в то время, ну, конкретно в этой книге. Такое ощущение, что студенты Хемпдона весь год только и делают, что обдалбываются наркотой, разъезжают по барам и спят до заката. Никогда не сталкивалась ни с чем подобным, интересно, как это все происходит на самом деле.
Общее впечатление от Тайной истории немножко лихорадочное, как будто я не книгу прослушала, а в бреду провалялась пару дней, ловя температурные галлюцинации. Спасибо Ричарду и его неспособности заснуть без снотворного, Чарльзу и Френсису за неимоверное количество выпитого алкоголя, а второстепенным и третьестепенным героям за бесконечное количество пива, портвейна, колес и наркоты. Очень мутные ощущения вспоминаются, когда думаю об этой книге.
Из хороших воспоминаний — меня совершенно очаровала глава, где Ричард только-только поступил в колледж, переехал в Вермонт и сравнивал запад и восток США. Его восторг от впервые увиденной березы, опьянение зеленью травы, просто ощущение сказочного контраста между Вермонтом и Калифорнией, - все это было так здорово написано, что само вставало перед глазами, хотя я никогда не видела ни того, ни другого штата. Попутно выяснила про себя, что очень люблю, когда в книгах вот так сравнивают разные города, штаты, страны и т.д. А еще нащупала у себя кое-какие точки, на которые хороший автор может надавить, и во мне задрожит какая-то давно забытая струнка. В этом случае она задрожала в некоторых моментах с Френсисом и в одном моменте с близнецами. Всегда приятно, когда книга открывает в тебе что-то новое для тебя самой.
И все-таки очень интересно, не случись всей этой тайной истории, как бы дальше развивались отношения в этой компании? Полезло бы вот это все из них, или так и осталось бы скрыто где-то на дне? Или потом была бы другая история, из тех, где друзья детства встречаются после долгого перерыва в домике в горах, их заваливает снегом и в замкнутом пространстве из них все равно лезет яд, настоявшийся за десятки лет знакомства?