Больше рецензий

13 марта 2021 г. 15:15

3K

4 "Эта малышка с дерзким личиком..."

Начну с того, что если вам хочется побольше узнать о жизни мадам Тюссо (и поверьте, она этого заслуживает), книга "Кроха" вам подойдёт не в полной мере. Причина в том, что очень многое, описанное в романе - выдумка автора. Поэтому относиться к этому произведению стоит исключительно как к фантазии господина Кэри на тему "Что произошло или могло бы произойти с мадам Тюссо на её жизненном пути".
1761 год. В маленькой эльзасской деревушке на свет появляется слабая и довольно некрасивая девочка, будущая основательница знаменитого музея восковых фигур. Малышке дают имя Мари и не возлагают больших надежд на то, что она выживет. Однако ребёнок, несмотря на внешнюю слабость, оказывается вполне здоровым, и, спустя несколько лет вместе с матерью переезжает в город Берн. В Берне мать Мари устраивается экономкой к некоему доктору Филиппу Куртиусу, который занимается изготовлением восковых муляжей для местной больницы. (В этот период времени автор для пущей трагичности лишает Мари матери, что не соответствует действительности, но отвлекаться на исторические несоответствия мы больше не станем, ибо речь всё-таки о книге, а не о том, "как было на самом деле").
Итак, девочка остаётся полной сиротой и продолжает жить в странном и мрачном доме доктора Куртиуса, который с изумлением и даже радостью замечает, что малышку вовсе не пугает ни его необычная мастерская с отталкивающими экспонатами, ни ещё более необычные "посылки", которые время от времени ему приносят из больницы. Мари очень нравится наблюдать за работой доктора, она с удовольствием помогает ему и постоянно учится. Вскоре девочка становится настоящей помощницей Куртиуса, который как-то признаётся ей:

Ты должна запомнить - я не привык к людям. Я знакомлюсь с людьми только по частям. Не целиком.

Однажды доктор Куртиус решает вылепить из воска голову Мари и остаётся очень доволен результатом. Вскоре он начинает получает заказы на изготовление восковых голов, однако директору больницы не нравится новое увлечение Куртиуса, и он требует, чтобы тот немедленно прекратил этим заниматься. А тем временем в доме Куртиуса появляются две необычные личности (как окажется впоследствии, это были Жан-Жак Руссо и Луи-Себастьян Мерсье), причём последний настоятельно рекомендует хозяину дома переехать в Париж, ибо только там он сможет найти достойные головы, которые сможет вылепить из воска. Сказано - сделано. Куртиус собирает все свои инструменты, вместе с Мари приезжает в столицу Франции и оказывается перед домом господина Мерсье.

- Вам есть где жить? ...Как у вас с деньгами?
- Я делаю головы. Я это умею.
- Это вы так считаете. И ещё вы привезли с собой этого ребёнка. Эту малышку с дерзким личиком, эту крошку с возмутительной внешностью.
- Её зовут Мари.
- Она - крошечный выкрик! Крошечный протест. Крошечное оскорбление. Во всяком случае, крошечное нечто. Да, мне нравится Крошка. Крошка - так я буду её называть.

Так был сделан очередной шаг на пути превращения "малышки с дерзким личиком" в ту самую мадам Тюссо. Ей ещё предстоит столкнуться с очень многими трудностями, но сильный характер, доброта, терпение, умение ладить с людьми и нечеловеческое усердие помогут ей стать той, кем ей было суждено стать.
Роман получился довольно интересным, хоть и мрачным, а порой даже страшноватым. Очень занимательно было читать рассуждения Мерсье о Париже, а потом узнавать, что этот французский писатель и драматург был автором двенадцати (!) томов "Картин Парижа"(как указано в Википедии, "ценного источника об укладе и бытовых подробностях функционирования и жизни столицы в предреволюционные годы") и утопического романа "Год две тысячи четыреста сороковой. Сон, которого, возможно, и не было". Интересно было встретить на страницах произведения короля Людовика XVI и его супругу, художника Жака Луи Давида, Жозефину Богарне и Наполеона Бонопарта. А любовь, с которой автор выписал главную героиню, сполна перекрывает небольшие вольности и вымыслы, им допущенные.
P.S. Что касается моего отношения к музеям восковых фигур, то я стараюсь их обходить стороной. И вот почему :)
Как-то много лет назад, во времена бурной молодости, забрела я в Питере на подобную выставку. Вначале всё было хорошо: в каждом зале размещена какая-то экспозиция, экскурсанты как послушные утята следуют за экскурсоводом. И вот заходим мы в очередной зал, а там представлена сцена покушения на Ленина в 1918 году. Экскурсовод становится около возвышения, с которого вещает Ильич, а мы все - напротив. Я встала рядом со скромно одетой женщиной, подумав, мол, очень хорошо, что она одна (не будет ни с кем болтать и отвлекать меня). Экскурсовод рассказывает, рассказывает, а потом показывает на мою "скромно одетую" соседку и говорит: "Обратите внимание - Фанни Каплан".
Как же я испугалась и от неё шарахнулась! Это потом я и пистолетик у неё в руке разглядела, и вообще, что это вовсе не человек - увидела... Так что смотреть на восковых людей я не хожу, от греха подальше. Такие дела :)

Комментарии


Экскурсовод рассказывает, рассказывает, а потом показывает на мою "скромно одетую" соседку и говорит: "Обратите внимание - Фанни Каплан".
Как же я испугалась и от неё шарахнулась!

Ох, позабавили :))
А книжку добавила себе в Виш. Спасибо за интересную рецензию))


Спасибо Вам за отклик!
Этот случай я сейчас вспоминаю уже с улыбкой, но тогда мне было очень не по себе :) И с тех пор для меня в восковых фигурах есть что-то отталкивающее. И тем интереснее было читать "Кроху", поражаясь, какую красоту в изделиях из воска умудрялась видеть главная героиня, какое наслаждения от создания образов она получала. Книжка написана очень хорошо, образно.