Больше рецензий

innashpitzberg

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 сентября 2012 г. 20:07

2K

5

В народно-праздничной карнавальной атмосфере, в которой строились образы Рабле, бранные выражения были искрами, разлетающимися в разные стороны от того великого пожара, который обновлял мир. Недаром на празднике огня «moccoli» – и звучало у каждой потушенной свечки «Смерть тебе!» с радостной интонацией. Нужно сказать, что форма веселой брани, веселых проклятий, веселого срамословия космических сил, имевшая первоначально культовый характер, в последующие эпохи играла существенную роль в системе образов, отражавших борьбу с космическим и всяким страхом перед высшим. Ведь древнейшая обрядовая брань и осмеяние были именно бранью и осмеянием высшей силы – солнца, земли, царя, полководца. Это осмеяние сохранялось еще в площадной праздничной брани эпохи Рабле.



Получить удовольствие, и даже большое, от чтения Рабле без этого замечательного анализа Бахтина, конечно же, можно, но понять Рабле до конца, понять его хотя бы до середины, я теперь, после чтения этой работы, почти что уверена, что нельзя.

Историческое развитие искусства и литературы, переход от образов средневековья к образам эпохи возрождения, и далее к классицизму, романтизму и до наших дней, вливание народной культуры в культуру официальную, и сложнейший симбиоз и уникальное явление (хотя Бахтин как раз настаивает на том, что не уникальное, а логично гениальное), которое представляет собой Рабле и его романы, все здесь, все на этих 500 с чем-то страницах.

А вот если Рабле совсем не нравится, не интересен, неприятен, читать или не читать Бахтина?
Конечно читать, потому что Бахтин очень умно, четко, ясно и интересно объясняет не только Рабле, но и огромный кусок в истории литературы, огромный пласт в развитии искусства вообще.

Книга Бахтина - это одна из тех работ по литературоведению, которые глобальны и по объему охваченного материала, и по широте поставленных проблем, и по проработанности предложенных теорий.
Но при этом она очень интересна, и прекрасно структурированна, и легко читается. И это сочетание делает ее уникальной.

Комментарии


Люблю работы Бахтина. :)) Он очень здорово умеет рассказывать о сложных вещах, но в доступной форме.


Да-да, ты правильно заметила, Юль. И когда читаешь его, кажется, что в общем-то, все просто, настолько он прекрасно рассказывает. :)))


Помнится, в советские времена человек, который не мог без запинки произвести слово «амбивалентный», не имел никаких шансов считаться интеллигентом. :)


Очень люблю Бахтина! Мы на его произведениях разбирали смеховую культуру России в Средние Века)) Действительно, понятно и просто написано о вещах довольно сложных)


Да, когда-то давно с огромным наслаждением прочла эту книгу. А после неё - "Имя розы" и поняла, что Умберто Эко тоже прочел Бахтина с огромным удовольствием. А после многое и многое становится понятнее в литературе, и все благодаря этой книге. Действительно, очень глобально.


А я как раз читаю "Пражское кладбище", и как раз сегодня думала о том, что Эко наверняка читал Бахтина :)))


вне всяких сомнений читал. Бахтин вообще очень популярен среди западных филологов. Чего только не анализировали в терминологии карнавальной культуры... А Эко и свои романы это вписал.


Да да, он популярен. Я у многих встречаю упоминания Бахтина. А вообще литературоведение это такой восторг :)))