Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

10 марта 2021 г. 21:05

206

4 Шершавым языком философии

Тут же «Лилия Сарона»
(Говорю я про Арона)
Охраняем фило-софьей,
Посвятил немного слов ей,

"Он спал с Блоком" - озаглавив так, в сенсационном стиле желтой прессы, рецензию на "Литературный архипелаг", я могла бы привлечь к ней больше внимания, чем с нейтральным текущим вариантом. Даже не погрешив против истины. Мой герой, на самом деле, провел ночь в феврале девятнадцатого года, когда, после демонстрации эсэров, были арестованы многие видные представители интеллигенции, на одних нарах с Александром Блоком. Спасаясь от холода, они вдвоем приютились под огромной, с чужого плеча, беличьей шубой Штейнберга.

Блоку, который был ближе к стене, приходилось уничтожать клопов, проложивших дорожки по белой отштукатуренной стене сверху по направлению к нашей койке. Он недаром года два был на фронте помощником санитара и знал, что нельзя бороться со зловредными насекомыми иначе, как террором.

Не думаю, чтобы имя Аарона Захаровича Штейнберга было известно сегодня многим, включая знатоков Серебряного века, а между тем, в истории этого периода расцвета русской культуры он был заметной фигурой.

Произвел большое впечатление на Брюсова, по протекции которого вошел в круг знаменитых литераторов того времени - молодой выпускник Гейдельберского университета, философ, поэт и специалист по международному праву, стал ведущим рубрики "Философское движение" в журнале "Русская Мысль" выходившем под редакцией Валерия Яковлевича.

Был близок с Ивановым-Разумником (о котором я впервые узнала из этой книги, а меж тем, он являл собой весьма интересную персону). Очень дружен с Андреем Белым. Успешно отражал антисемитские выпады Петрова-Водкина. Водил знакомство с Николаем Клюевым, Маяковским, Есениным. Ремизовым. Сотрудничал с Мережковским и Гиппиус.

Был вхож к Луначарскому и просил заступничества для арестованных у Горького, многих таким образом удалось спасти. Не Гумилева, о казни которого узнал из информационного листка, какие расклеивали в то время на афишных тумбах.

Николай Степанович должен был выступить с докладом на Всемирном философском конгрессе, организацией которого тогда занимался Штейнберг. Разумеется, после этого известия мысль о Конгрессе стала даже не утопической, но абсурдной. Подготовку к нему пришлось свернуть, спешно развернув подготовку к эмиграции, пока она еще была возможна.

Из сказанного может создаться неверное впечатление, что Штейнберг был таким попутчиком, эпигоном без выраженных талантов, какие всегда сопровождают творческий процесс, в большей степени клакеры, чем равноправные участники. Но нет, поспешу разуверить вас. Дело в том, что при достаточной освещенности литературной и театральной сторон Серебряного века, мы практически ничего не знаем о развитии и движении философской мысли того периода.

А между тем, на протяжении пяти лет, с 1919 по 1924 у нас была Вольфила - Вольная философская академия (ассоциация у Штейнберга) и это потрясающе интересно. Представляете, сто лет назад, в начале двадцатых прошлого века, в России был проект, предвосхитивший успех оттепельной поэзии Евтушенко и Вознесенского, собиравших огромные залы. Где предметом интереса была даже не поэзия, но философские диспуты и открытые заседания философского общества.

Штейнберг стоял у истоков создания Вольфилы, руководителями которой стали Андрей Белый и Иванов-Разумник, а членами-учредителями выступили Блок, Мейерхольд, Петров-Водкин, Ремизов, Лосский и многие другие видные деятели эпохи. Целью своей Вольфила ставила исследование и пропаганду философских вопросов, осмысление которых необходимо для духовной революции, в стране победившей революции.

Утопично? Ничуть, просвещение не только никогда не бывает лишним, но в итоге даже способно творить чудеса, требуя лишь времени и относительно спокойной обстановки. Ни того, ни другого тогдашние обстоятельства не предоставили, благое начинание свернуто было по причине иных уж нет, а те далече. В сегодняшней России Вольфила возрождается и, наткнувшись на информацию об одноименном фейсбучном сообществе, я подумала, что непременно загляну.

Однако Штейнберг - это не только и не столько философия, не менее матери-истории ценен он возвращением Достоевского в круг классических русских писателей (ученики десятых классов, которых тошнит от петербургского детектива со старушкой, студентом и топором - теперь вы знаете, кого ненавидеть). А если кроме шуток, то канон раннесоветского литературоведения не признавал мрачного, горького, бесконечно рефлексирующего Федора Михайловича с его отчетливо евангельским звучанием сколько-нибудь значительной фигурой отечественной литературы.

Штейнберг был одним из первых достовсковедов, вернувших писателю статус классика и столпа культуры. сделав это с необычайной элегантностью, опираясь на науку, представителем которой был в преимущественно литературной среде Серебряного века. Смотрите, он возвел достоевские искания ни много, ни мало - к философии Платона. Это было мощно, ярко, необычно и очень своевременно.

Интересно, что антисемитизм Достоевского мой герой не то, чтобы оправдывал, но находил ему объяснение в изначальном неприкаянном сиротстве русского человека, выброшенного из ласковых объятий иудаизма, чье благотворное кланово-семейственное влияние невольно ощущает на себе всякий еврей. Достоевский по Штейнбергу предстает отчасти недолюбленным в детстве ребенком, несущим клеймо своей отверженности жизненным стигматом.

К большому сожалению книги "Система свободы Ф. М. Достоевского" и "Достоевский и еврейство" увидели свет уже в эмиграции, в Берлине, в 1923 и 1928 годах соответственно. Но этот период жизни героя выходит за рамки, очерченные "Литературным архипелагом"

Для Долгой прогулки, основное задание марта, команда Терри Прячет

Комментарии


Ну да, если руководителями философского общества становятся Штейнберг, Андрей Белый, Иванов-Разумник, Блок, Мейерхольд, Петров-Водкин, Ремизов и Лосский, это проясняет вопрос, почему весь мир считает, что в России философии не было. Все равны как на подбор. Все как один философы :)
Хотя бы для смеха добавили туда какого-нибудь Платона, Сенеку, Декарта или Канта. Но где их взять? Я тебя слепила из того, что было :)


Вот зачем вы, Штейнберг был философ. Ну, не уровня Платона, Канта, Кьеркегора или Соловьева, но большим умничкой. А то, что в президиуме сидели селебрити, так это повсеместная практика. Люди охотнее прислушиваются к знаменитостям, чем к широко известному в узких кругах книжному червю, будь он хоть семи пядей во лбу.


Люди и сегодня обожают "скандалы, интриги, расследования" и прочую муть, но телеканалы, который собирают этих "селебритей" хотя бы не претендуют на название философского общества :)


Наша Вольфила не была декоративной организацией, и если бы не новый виток государственного террора, могла принести много пользы.

Что до культурных деятелей Серебряного века, стоявших у истоков, то они не были от сохи, из числа кухарок, которым пришла охота попробовать себя в управлении государством. Все люди образованные и властители дум.

И еще одно, это было в книге Юзефович, она, не чинясь, говорит, что все ее рекомендации не могут сделать для продаж книги того, что сделала одна пляжная фотография Ксении Собчак с томиком, весь тираж которого на следующий день был сметен с полок книжных.


Я не про соху и не про продажи книг. Я про то, что эти люди, назвавшись философами, проявили манию величия.
Ксения Собчак вместе с Юзефович намного лучше вписались бы в их компанию, чем Платон с Декартом :)


А я про то, что в то время и в тех обстоятельствах популяризация и пропаганда знаний была не менее важна, чем занятия чистой наукой, там же одновременно массово ликвидировали безграмотность. А в любых массовых движениях участие авторитетных, имеющих социальный вес, фигур оказывает неоценимую поддержку. По этой причине, Штейнберг, выпускник Гейдельберского университета уже обладавший именем и определенным социальным капиталом в тесном мирке философии, не мог встать во главе, хотя и был среди вдохновителей.


Ладно, пусть они все будут философами, раз читать умеют :)


И писать))