Больше рецензий

Wender

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 марта 2021 г. 11:03

264

2 Душевные разговоры, которых не было.

Душевные разговоры, которых не было. То есть, они были, я даже не сомневаюсь. Как и колоритные попутчики. Но прошли совершенно мимо печатного варианта путешествия, наверняка оставшись в памяти автора и его фотокниге по путешествию, изданной с помощью краудфандинга. Книга, изданная Бомборой, сохранила в себе крайне сухую фиксацию перемещения между электричками, но потеряла дух и атмосферу путешествия. Но об этом подробнее дальше.

Алексей Абанин – потрясающий авантюрист. Имея стабильную и серьезную работу, семью, он полон энтузиазма совершать невероятное и запредельное. Это восхищает так же сильно, как и то, что ему удалось исполнить собственную мечту и, будучи фанатом железнодорожного сообщения вообще и электричек в частности, совершить путешествие от Москвы до Байкала. Поражает даже то, что такая идея в принципе пришла в голову, ведь для большинства из нас Байкал это что-то настолько далекое, что туда надо либо долго и нудно ехать на поезде, либо лететь на самолете, вкладывая в путешествие огромные суммы. А можно вот так вот. Мечтать об этом годами, а потом однажды взять и просто исполнить мечту. Или не менее удивительно пройти пешком по Португалии 680 км за 16 дней, обидно, что сейчас все ссылки на блог о том путешествии уничтожены (очевидно грядет ещё одна книга). Удивительное рядом. Только вот рассказать об этом путешествии так, чтобы передать атмосферу Абанину, на мой взгляд, не удалось.

Первой и основной проблемой стало то, что это по-настоящему мертвый текст. Тут нет ничего из заявленного в подзаголовке, а только механическое перечисление действий и перемещений между составами и городами. Возможно, если бы текст писался сразу после поездки было бы иначе, ведь даже те кусочки, которые вставлены из блокнота выглядят намного более живыми. Хотя возникает много вопросов, если вспомнить об эпизоде, где этот блокнот остался погребен по камнем на берегу озера. Но сразу после путешествия книги не случилось, были только посты с фотографиями. Потом подаренная автору книга с его фотографиями и её последующий выпуск крошечным тиражом и только после этого предложение от издательства и написание этого текста. Не знаю сыграло ли это роль или дело в том, что у Алексея нет таланта интересно писать о своих путешествиях.
Очень сложно воспринимать историю, написанную короткими, рубленными фразами, с постоянными повторами "я/меня". Это напоминает даже не популярную десятилетие назад тенденцию печатать дневники из ЖЖ, а просто собранные в книгу заметки из твиттера.

Пример абзаца
Я уселся так, чтобы рядом никого не было. Тотальный недосып и усталость подкашивали ноги и ломили шею. Я попытался пристроить свое тело к окну – как я это всегда делал раньше, но было максимально неудобно. Я сменил десяток поз в надежде уснуть хотя бы на десять минут, но все было безнадежно. Телефон тем временем перевел часы ещё на один час вперед – он просто хотел, чтобы быстрее рассвело и мне стало полегче. Именно на третий день я начал общаться с предметами.
свернуть

К середине путешествия появились какие-то интересные моменты, появилось больше жизни в рассказах как о дороге, так и о посещенных городах, но это было короткой иллюзией и потом всё вернулось к исходной точке. При этом очевидно, как выматывает такое путешествие с отсутствием нормального сна, душа, ночевками на вокзалах с бомжами, в хостелах и сном в электричках. Но в этом случае появляется ощущение, что все эмоции выплавились из Алексея, оставив только ощущение выполненного вызова себе. И, даже понимая, что эта книга скорее срез впечатлений, чем художественное произведение, не получая впечатлений мне ещё сложнее смириться с текстом, где Байкал приветствуют матерным ором, а в повествовании уютно уживается вайб, сеттинг и прочие радости современного русского сленга. Все-таки это не настолько специфичные и непереводимые термины, чтобы выбирать именно их.

Не меньше вопросов у меня и к самому изданию книги. Из заявленных 192 страниц печатного издания сам текст автора занимает 170 страниц. Оставшиеся 20 страниц это реклама других книг Бомборы из серии. Плюс характерной особенностью является, то, что некоторые цитаты из текста вынесены на отдельный лист, занимая суммарно 16 страниц. Какой смысл был так искусственно раздувать объем (кроме денежного) остается загадкой. В конце книги также есть 12 цветных вклеек с фотографиями Абанина из путешествия.
Например, упомянутая выше часть абзаца повторяется крупным шрифтом на соседней странице, при этом с оборота страница остается пустой.

Телефон тем временем перевел часы ещё на один час вперед – он просто хотел, чтобы быстрее рассвело и мне стало полегче. Именно на третий день я начал общаться с предметами.

И очень сложно воспринимать то, что частые упоминания сделанных фотографий ни к чему не ведут, просто потому что их нет. Мне совершенно не интересно читать о том, как были сфотографированы попутчики по электричкам, памятный знак о любви к поездам на станции или детские соревнования. Логичнее было бы видеть визуальное подтверждение, тем более что фотографии у автора получаются атмосферными.

Как репортажному фотографу мне куда важнее документировать и ловить неподдельные, искренние эмоции окружающих меня людей, пытаться фиксировать реальность и делать срез того вайба, который здесь и сейчас. Конечно, можно это все потреблять из машины, но мой выбор – ноги, в те отрезки времени, когда я не сижу в электричке.


Я не ждала от этой книги путеводителя по России, электричкам, умению планировать путешествия или краткого экскурса в историю каждого посещенного города. Скорее интересный рассказ о том, что случилось с человеком, пережившим уникальный опыт. Подобно путешествию по Перу от Петра Романова, где нет путеводителя, но есть текст, который заставляет переживать всё вместе с автором. А тут нет ничего. Даже заявленной саморефлексии на тему существования в том или ином пространстве нет. Только конспект о том, как Алексей Абанин с электрички на электричку бежал и в комнатах с фиолетовыми стенами ночевал в грязной одежде. Короткая выдержка из интервью, взятого у него в путешествии, дала намного больше для понимания и автора, и того, что происходит с человеком в такой дороге, чем все остальные 169 страниц текста.
Загадочно откуда на всех ресурсах на эту книгу пока только 5-балльные отзывы, но оставим этот вопрос на совести издательства, пожалуй.

О городах всегда нечего писать. Вся жизнь там – в электричках, в дороге, в движении.