Больше рецензий

8 марта 2021 г. 22:37

1K

5 Клуб исследователей внутренней Тьмы им. Данте

Мой обожаемый Джеймс Холлис (заслуженно обожаемый) рассматривает все больные места, которые начинают чесаться после 35 или около того. Почему-то у меня пошел поток книг, связанных с возрастными кризисами, и этот опус смотрит туда же. Хотя все очевидно: мне 41, перекраивается сознание и тело, причем давно. Часто один кризис перетекает в другой, бегут рядом или в разные стороны, а мы - живи с этим. Но Холлису я доверяю, есть опыт общения с его текстами.

На 8 марта сделала себе подарок - дочитала, точнее, дослушала аудиокнигу. Итак, автор рассматривает все аспекты становления личности на этапе т.н. "среднего" возраста, ибо он у каждого свой. Кто-то до конца дней не может преодолеть детские рубежи, кто-то уже три раза состарился к 30 годам. Но суть одна: ты сталкиваешься с проблемой самовосприятия и самоопределения, только еще более остро, чем в подростковый период. Тогда вызов и отрицание были условием роста и выхода на новый уровень. Теперь они играют против тебя, и что делать?

Брать ответственность за свою жизнь на себя, изучать свои слабости как источник ресурса. Познакомиться с Тенью поближе - она всегда рядом, но чем больше игнорируешь, тем больше давит. Много внимания уделяется Анимусу и Аниме (это же юнгианство), их проявленность и непроявленность по-своему формируют лабиринты психики и судьбы. Все идет в ход: комплексы становятся оружием, слабости - источником знания и понимания себя.

Понравилось сравнение возрастных перемен с тектонической активностью. Действительно, личность скрывает в себе столько слоев "пирога" и такие скрепы, что похожа на материк. А изменения на уровне психики в среднем возрасте близки по своей силе движению тектонических плит со всем вытекающими - реками лавы, смещением гор и местами - цунами или землетрясениями. Интересно, если кто-то лишен этих сдвигов, на что его обрекает жизнь? Также отлично замечено, что без самоисследования собственной Тьмы люди не смогут приблизиться к сущности богов и мироздания. Похоже, многое решает наличие ритуалов перехода. Может, с этого и стоит начать рассмотрение вопроса.

Осознание Тени делает нас более человечными и более интересными.


Наша культура лишилась мифологической путеводной карты, которая позволяла видеть личность в более широком контексте. Не имея божественных образов, которым раньше внимало все племя, современные люди отрезаны от своих истоков и плывут по воле волн, не имея на разных стадиях жизни ни ориентиров, ни образцов для подражания, ни помощи. При переходе через Перевал человек сначала умирает, потом возрождается. В это время у него часто возникает ощущение страха и одиночества из-за отсутствия переходных ритуалов и даже незначительной помощи, которую могли бы оказать ему товарищи, но они сами, так же как и он, блуждают в неизвестности.

Появление первых "сейсмических" толчков - и хороший, и страшный признак.

Человек оказывается на подходе к Перевалу, когда его магическое детское мышление и героическое мышление подросткового возраста перестают соответствовать его жизненному опыту. Люди, перешагнувшие тридцатилетие и приблизившиеся к сорокалетнему рубежу, испытали достаточно разочарований и душевной боли, чтобы перерасти остатки своей подростковой психологии. Каждый человек в среднем возрасте пережил крушение своих планов, надежд и ожиданий, ощущая при этом, как ему не хватало таланта, интеллекта, а зачастую и мужества.

Ключ к всему - устранение проекций и ложных ожиданий, которые подпитываются остатками энергии из эмбрионального периода, затем истощают, не принося ничего продуктивного. Не перестаю восхищаться, как внимателен Холлис во всестороннем освещении каждого момента. Также изучаются изменения в ощущении собственного тела и в переживании времени (хронос, кайрос), оставление надежды и рождение нового мировидения, система взлома невротических защит, интериоризация и индивидуация. Собственно, это все, что нужно сделать - хотя займет это года два терапии и усиленного перекроя ментала. И поиском настоящего признания, призвания, предназначения, исключающего шелуху и внешний блеск, ведь

достигнутые успехи становятся ограничителями, превращаются в тюрьму для целостной личности.

Отдельное спасибо за четвертую главу: "Анализ случаев из литературного творчества". Особое внимание уделяется "Запискам из подполья", этот текст Холлис оценивает выше, чем другие критики, считающие его проходным у Достоевского. Именно здесь автор всматривается в самые темные уголки своей души. После этого захочется перечитать Рильке, Элиаде, заглянуть на огонек Марии-Луизе фон Франц, полистать Ибсена. Чем для меня выделяется Холлис, кроме многих профессиональных достоинств, так это его "литературоцентричностью". И любовью к поэзии. Когда еще в первой его книге Душевные омуты: Возвращение к жизни после тяжёлых потрясений , которую я открыла много лет назад, я увидела строчки, просто раз и навсегда создавшие мою связь с Рильке:

Все падаем. Так повелось в веках.
Глянь, рядом падает рука небрежно.
Но Некто есть, кто бесконечно нежно
Паденье это держит на руках.

Для него (автора) поэзия и художественные тексты - инструмент и самоцель, неотъемлемый элемент жизни, может быть, даже основа бытия. Для меня как текстовика, для которого весь мир - гипертекст, это открытие особенно ценно, меня это исцеляет и радует, это как дышать (допускаю, что такой вариант не для всех). Но наверняка захочется познакомиться с творчеством Каммингса, Сильвии Платт и даже, черт побери, открыть "Улисса", заново увидеть с неизвестной стороны Эмму Бовари и диллему Фауста. Ведь все это - про нас и наш мучительный путь, местами освещенный редкими лучами. Про это - "Джекил и Хайд", "Моби Дик" и "Сердце тьмы".

Жизнь - лучезарная пауза. Вот что нам остается - радоваться этой паузе между двумя видами тьмы. Пусть тьма уютная, укутывающая и спокойная, не опасна, но она - неизвестность. А пауза слишком коротка, хотя мы можем ее наполнить любыми смыслами, главное - не теряться в момент ее проживания.

Вот некоторые важные аксиомы:
1. Жизнь без страсти – это жизнь без глубины.
2. Страсть, хотя она и представляет опасность для порядка, предсказуемости, а иногда и душевного здоровья, свидетельствует о наличии жизненной силы.
3. Нельзя приблизиться к богам, к архетипическим глубинам, не рискуя с головой окунуться в бесконечность жизни, ибо таковы пожелания богов и веления страсти.
4. Поиск новых страстных увлечений и занятие интересным и приятным для себя делом способствуют процессу индивидуации.

Без мифа, впрочем, жить не получится, либо это будет тусклая, затхлая псевдожизнь. А человечество, по мнению многих философов и антропологов, пока что пребывает на уровне развития 11-12 летнего человека, то есть даже не вступило в переходный возраст. Так что миф нам еще пригодится.

Книга в оригинале называется From Misery to Meaning in Midlife, то есть нет никакого перевала, есть выход из мрака к новому смыслу. Холлис отделяет (по запросу читателя) личность от ролей, которые мы исполняем, от опыта, который мы перенесли. И смотрит, что в сухом остатке, взвешивает и оценивает нашу готовность к встрече со смертью, с неизвестным. Именно эта способность отличает взрослого от незрелого. Этот переход в новое состояние должен быть сознательным и по своему согласию, бессознательное признание смерти либо приведет к сильнейшему коллапсу, либо служит признаком непреходящего детства (даже если внешне человек успешен в социуме).

Страх – это вызов и задача, ибо от страха может избавить только мужество. И если не пойти на риск, смысл жизни как-то меркнет, и все будущее приговорено к безнадежной утрате, к серому, тусклому однообразию, освещенному лишь блуждающим огоньком.

Холлис, как всегда, на высоте. Не могу ничего поделать - практически идеальный автор и психолог. Без суеты и многословия, все по полочкам, с душой, без соплей и по делу. Он научит говорить со своей Тенью на полных правах, весьма убедительно. И вдохновляюще. Жизнь должна быть страстью, когда страхи отступают и даже подпитывают, а не истощают.

Не забывайте на ночь поцеловать своего внутреннего малыша, он всегда ждет и будет ждать:) И поможет следовать за вашим счастьем, как завещал Кэмпбелл.