Больше рецензий

8 марта 2021 г. 21:30

815

4

Добротный классический английский роман - ни прибавить, ни убавить. Старая добрая классика, которую приятно читать томным вечером за чашечкой эрл грея. По канонам XIX века от детектива здесь только неспешное расследование семейной тайны. Привычного состава преступления с убийцей, уликами и кровавыми подробностями здесь, конечно же, нет. Поэтому не стоит воспринимать эту книгу как детектив, скорее Уилки Коллинз открыл очередной шкаф с викторианскими скелетами.

История начинается в мрачных предместьях Лондона, где однажды ночью случилась странная встреча с женщиной в белом. Кто она? Откуда сбежала? Почему она как-будто не в себе? Решением этой загадки и будут заниматься герои на протяжении всей книги, неспешно и с большими перерывами. По сути, само расследование активно появляется на страницах только к концу, когда читателю дают ответы на все вопросы и во всех подробностях. Повествование построено в виде дневников и отчетов лиц, причастных к событиям, которые ведутся в хронологическом порядке. Мы смотрим на ситуацию глазами разных участников и узнаем подробности одного и того же происшествия от разных людей. Где рассказ закончил художник, там продолжает говорить служанка поместья, например. В остальном же - это картина из жизни английских аристократических семей со взглядом в их темное прошлое. Здесь вы найдете и нежную влюбленность учителя рисования к богатой мисс, и коварных злодеев, и мошенническую борьбу за наследство - обычная английская повседневность. Из выдающегося могу отметить непривычный для классики юмор, довольно острый и вызывающий. Приятное открытие, что автор МУЖЧИНА XIX ВЕКА поднимает в книге вопросы ущемления юридических прав женщин, их зависимость от мужчин и невыгодное положение в обществе. Больше всего колких суфражистских высказываний из уст Мэриан, одной из самых ярких героинь. Энергичная, настойчивая, волевая леди с блистательным умом и мужским характером. Ее оппонент, - великолепный хитрющий граф Фоско, искренне восхищается строптивой дамой. То есть уже во времена Коллинза встречались мужчины, которым приелась сахарность кротких девушек их эпохи.

При всей приятной старомодности романа, читается он не сказать что крайне интересно. Сюжет ужасно медлителен и затянут почти на 700 стр. Красота классического языка с прекрасными описаниями природы быстро надоедает и утомляет. Есть в этом и вина перевода, т.к. я начала читать в электронке в переводе Татьяны Лещенко-Сухомлины, а продолжила в издании иностранки с переводом Ирины Тарасенко. Вариант Тарасенко - более строгий и классический, витиеватый, нагроможденный язык, который, честно, читается тяжело и совсем без интереса. Лещенко-Сухомлина же перевела "Женщину в белом" с легкостью, увлекательностью, простой красотой. По настроению получаются два разных романа - тяжелая на подъем нафталиновая классика или же легкий интригующий рассказ. Но даже качественный перевод не отменяет того факта, что герои топчутся на одном месте, очевидные моменты разжевываются по сто раз, информация из расследования все время повторяется одними и теме же словами. Второе, что меня смутило, - слишком заметная наивность и подчеркиваемое самопожертвование главных героев. Слащавые страдания, чрезмерный героизм одних и крайняя подлость других - только черно-белые краски. Жертвы преступлений чисто ангелы, виновники - дьяволы и мерзавцы. За шаблонностью моральных образов не чувствуются истинные характеры героев. Бедный художник Уолтер Хартрайт - разве он самодостаточная личность? Его участие в истории запоминается только как "человека, который любил Лору и был готов на все, чтобы защитить ее честь". Чем примечательна Лора? "Милое кроткое дитя, чистое и нежное, на долю которого выпало столько страданий, ах боже мой". Только Мэриан, граф Фоско и дядюшка Фэрли могут похвастаться тем, что они запоминающиеся личности, а не каноны высокой морали. Однако удивляет столь нездоровая привязанность Мэриан к Лоре - положить собственную жизнь на алтарь служения сестре, даже когда супружеская жизнь Лоры наконец наладилась. Как-будто они нитками пришиты! Никакой счастливой свободы для такой энергичной натуры как Мэриан. В сериале от BBC, к слову, финал мисс Голкомб гораздо логичнее - устроив судьбу Лоры, она отправляется в экзотическое путешествие по пустыням! И это было бы прекрасно, но Коллинз лишил ее права на личное счастья, навсегда привязав к Лоре и ее супругу. Мини-сериал в принципе понравился мне гораздо больше книги: прекрасно подобранные актеры, почти точное повторение оригинального сюжета и всех поворотов, при этом без лишней тягомотины и отступлений, которыми грешит роман. Посмотрела на одном дыхании, очень интересно и эмоционально.

"Женщина в белом" - хороший пример классической английской литературы. Отличный вариант для неспешного осеннего чтения или, скажем, непогоды. Когда есть время и возможность сидеть дома и вкушать всю прелесть XIX столетия. История интригующая, но, как часто бывает в классике, затянутая. Приятно побывать в окрестностях Лондона, последить за жизнью старинного поместья, наконец узнать, что за страшную тайну скрывают его обитатели. Но динамичности и глубокой детективной составляющей искать в этом романе точно не стоит.