Больше рецензий

nidnid

Эксперт

Надежда надеется, но уже не так как раньше

8 марта 2021 г. 14:40

334

4 потерянные и не найденные

Или история второй мировой со стороны Не европейцев.

Надо признаться, что я и правда мало что знала об африканской компании. До сих пор не понимаю, на фига вообще немцам (Гитлеру) была Африка. Разве что как плевок в сторону Британии и Франции. Но всё ж - вся война в принципе - для чего она была.

Очень много о боге без ухода в религиозность. Скорее истории о том, что каждый человек сам себе бог и сам себе судья.

И что именно простоые любди спасают и губят людей, а не только пуля или диктатор. Вся нация,что чниего не говорила и приняла тактику ничего неделания оказалась соучастниками страшного престпления.

Страшно сказать,но читая о трудовых лагерях евреев в Тунис, которые всё же не были концлагерям, у меня проскочила страшная мысль - у них не всё уж так и плохо было.

Лишь однажды у меня была страшная мысль про то, как страшно выходить на улицу банально. Минск в 2020 научил нас тому страху. Но мне не понять, как соседи и друзья за ночь становятся предателями, а потом опять же становятся друзьями после смены конолизаторов.

Тунис - это своебразаная Беларусь, толерантная и мультинациональная. Навверное поэтому мне так легко было влиться в эту жизнь. И поэтоу так тяжело было это быстро читать. Читалось и слушалось урывками потихоньку. Легче шли современные главы. В них не было ничего страшного. только развденная женина, которая осмыслываиет свои прошлые решения и тоскует по семьи, из которой никого не осталось. Только искатель кладов, который всё равно уже никого не спасет своими находками.
Главы времен войны были страшны и ужасны. Но опят же у меня была мысль - что им повезет, они выкарабкаются, они же не в Европе.

Но сцены последней смены Морис-Моритца как киноператора в Тунисском кинотеатре и страшной кинохроники из концлагеря. Этого моё сердце еле выдержало. И это же просто слова. Просто текст. Но автор прав. Все потом увидят эти кадры. И никогда после этого по-другому на жизнь не посмотришь. И вот мы реально проходим весь путь немца, который как все ничего не делал, но в итоге все равно виноват. Ведь даже спасение человека у него вышло случайно, а не по велению сердца. А вот праведниками были как раз консерьеж Мажестика, который погиб от бомбы-дуры. Которого не защитил его аллах и все его благодеяния. Пострадал серьёзно и Альберт Сарфати, который сам пошёл в лагерь и не сдавал немца, от народа которого так пострадал его разбросанный по всей Европе и не Европе народ еврейский.

По сути как евреи были потеряны и изгнаны из своей родины, так и сам Мориц оказался изгнан из родины и потерян духовно и морально. Да, он был лишь оператором, но он был всё равно солдатом немецкой армии с знаком вермахта. Да, он не был подонком и нелюдем как те, что шли добровольно в СС. Но всё равно, всё же - он виновен, потому что у него есть совесть и он был и есть причастен.

Похожую вину испытывал Сарфати, когда с раввинами сдавал молодых людей в раблагерь. Да, не концлагерь, но сдавал же, пусть и спасая тем самым общину.

Уж как интересно мне было читать мирные главы, но военные поражали мастерством написания. Наверное в бумаге было бы сложнее читать, ведь в аудио версии чтец читала с акцентами и это было интересно. Это многоголосие Туниса, что оказалось потеряны.


Евреи и мусульмане - двоюродные братья. Но и христиане наши соседи. Все мы люди.


От этих слов, что шли красной строкой через весь текст ещё больнее было читать, как притесненные во время второй мировой Евреи потом сами оказалась агрессорами, чтобы создать Израиль и воевать с евреями.

Читая главы о праздновании окончания войны ещё больнее было читать строки про арабов, которые всё также оставались людьми второго сорта.

Всё время проблемы начинаются, когда люди начинают разграничивать друг другу по какому-то признаку и считать лучше или хуже. Рождается недоверие и умирает дружба.

С одной стороны картинки о том, как жарят яичницу, с другой стороны зак адром - могилы без крестов и пропашвие без вести.

С одной стороны свадьбы, дети, с другой смерти.

Мне очень понравилась история и мысль того, что если нас убивать, то мы будем отвечать на эту агрессию рождением новой дизни и доброты.

Важный момент.
ни Морис ни Ясмина как люди мне не нравятся. Прямо вообще. И Виктор странный персонаж.

Мактуб. Судьба. Слишком много раз люди перекладывали ответственность или на диктаторов, правительство, веру или судьбу.

Люди не хотят брать судьбу в свои руки, а если берут, то перегибают палку и начинают отплачивать.

Вопросы справедливости, заслуженности и боли. Очень много боли в этой книге, хотя повторюсь про самое страшное мы слышим со слов зрителей кинохроник. Но и от этого болит сердце. Очень страшно, что агрессия продолжает жить в этом мире и вообще, что войны идут. И умирают не только от пуль, но от ненависти и не любви.

Итого в этой книге поднимаются вопросы как потомков, гадающих были ли их предки фашистами или нацистами, до соседей выбиравших или гражданство или веру. Очень много вопросов и очень мало ответов. И хотя меня бесит, что история Мориса не закончена и непонятна, почему Жоээль его ищут и почему он опять бросил семью.

Но акакие-то ответы должны быть похоронены как самолеты и бомбы на дне океана.

Но память о погибших должна жить.

Как ни странно было читать книгу о жарком Тунисе сидя в Беларуси весной, когда за улице идёт снег.
Но по сути всем мы дети одного бога - доброты и любви.
Спасая одного человек, ты спасаешь весь род человеческий. Убивая одного человека, ты убиваешь всех.

Остаться человеком и не потерять совесть и при этом выжить.

Отрецензировано в рамках дуэли в игре Собери их все ака покемоны
прослушано в рамках клуба мира аудиокниш