Больше рецензий

Ptica_Alkonost

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

7 марта 2021 г. 18:19

528

4 Чисто межнациональный релакс. Удивительная история криминальной изнанки общественного развития

Воскресный день, по преимуществу предвоенный. Забравшись с ногами на диван, водрузив на нос очки, вы раскрываете The News of the World. Чашка крепкого буро-коричневого чая создает верный настрой. Мягкие диванные подушки, уютно потрескивающий в камине огонь. Теплая, чуть затхлая атмосфера. О чем хочется почитать в такой отраднейшей обстановке? Конечно же, об убийствах!
Джордж Оруэлл. Закат английского убийства (1946)


Эту книгу нужно бы не читать, а смотреть. Люси Уорсли - эффектная блондинка, которую любит камера и которая удачно умеет держать зрительский интерес сценарными ходами с психологически выверенными "ужасалочками", будь то просто рассказ о предметах быта, или истории о леденящих кровь убийствах прошлых лет. Потому сия книга максимально эффектна будет в форме документального телесериала, вроде того же "Английского дома". Судя по всему такой сериал уже есть, пока не нашла, однако он будет более зрелищен, так как картинки видеоряда смогут дать более полное впечатление от описаний Люси.
Тут нашла речь Люси по поводу вообще идеи рассказать об увлечении британцев криминальной темой и о телесериале:

Собирая материал для книги, я одновременно снимала телесериал на ту же тему, с особенным удовольствием запечатлевая причудливые и разнообразные артефакты, порожденные интересом общества потребления к убийству и откликом на него.

Как мне кажется, тема этого ее авторского исследования как никогда удачна, ведь, действительно, вопрос почему народ релаксирует наблюдая за уголовными историями, поднимается очень и очень часто. А еще и становится просто золотой жилой коммерчески одаренных продавцов сенсаций, зрелищ и сувениров! Да что далеко ходить, на потоках изучаемой британкой "кровожадности" зрелищ работает масса бизнеса и даже творчества до сих пор. Приведу пример шикарной вещи, которую я имела счастье посетить года три назад и до сих пор в восторге от представления. Это «TODD» — рок-мюзикл (по собственному определению — зонг-опера ужасов) хоррор-панк группы «Король и Шут», основанной на реальных событиях о мерзком убийце Суинни Тодде. О нем Люси Уорсли тоже упоминает. Как и о еще одной идее, из литературы переродившейся в спектакли, фильмы и мюзиклы: я про доктора Джекила и мистера Хайда, потрясающий музыкальный спектакль о которых мне довелось увидеть в театре Моссовета. Там, кстати была шикарная песня про респектабельный фасад, скрывающий многое и многих. Именно такие фасады и дают максимальный парадокс в детективных историях, тут я с Люси согласна на все сто.
Когда заходит речь о том, что я смотрю и читаю, то выясняется, что по большей части это жанр детектива, желательно классического, с расследованием, без тех присущих триллерам акцентах на "кровь-кишки" и прочите мерзости. И у многих вопрос - почему, почему тебе это интересно? Для себя я ответ нашла, и, естественно, стало заманчивым сравнить - а сильно ли моя мотивация отличается от среднестатистического лондонца эпохи георгианства или викторианства?

В самую идею запретного удовольствия проникла Дороти Ли Сэйерс, чистосердечно признавшись еще перед войной: «Похоже, смерть для англосаксов — источник самого большого удовольствия, забавляющий их сильнее всех прочих тем». После трудного рабочего дня, сунув ноги в шлепанцы, можно немного расслабиться… и вот уже двести лет тема убийства дарит читателям комфорт и возможность релаксации.

Не стоит воспринимать эту книгу как энциклопедию расследований или историю развития полицейского надзора, в этом разрезе она конечно несостоятельна и может казаться поверхностной. Но у автора была иная цель, и, как мне кажется она ее вполне достигла, рассказав с примерами как рос интерес к криминалу, что служило побудительными мотивами, какие сферы создавались на базе этого интереса (от музеев вроде мадам Тюссо и сувенирных лавок торгующих табакерками из дерева сарая-места убийства и фарфоровых домиков с той же славой и до победного шествия системы полиции как охраны правопорядка). Газетные листки, мелкие торговцы, театральные постановки, кукольные театры, музеи, экскурсии - сколько на волне болезненной жажды знаний было реализовано, диву даешься! Но далеко ли ушли мы теперешние? Телепередачи, детективные романы, пьесы, сериалы, экскурсии (чего скрывать, экскурсия "Ростов-папа прошлого века" была невероятно интересной), мюзиклы - все это часть нашей культуры и сейчас. Золотой век британского детектива и сейчас пользуется немалым успехом, став неизменной классикой, на которую равняются. И никакие напророченные ей закаты не сдвигают "королев преступлений" с их пьедестала, а Пуаро все так же импозантен, Питер Уимзи блестящ, Аллейн тоскливо-аристократичен.. И сколько все же произошло на этой волне интереса, как продвинулась и наука, и искусство, и расследования, и сфера обеспечения безопасности, и вообще мировоззрение общества - из маленьких зарисовок быта Люси удалось сложить очень яркую и впечатляющую мозаику. В итоге мне книга, как любителю жанра, понравилась, теперь дело за поиском телепередач, "хлеба и зрелищ", релакса и расследований!

Прочитано в рамках Книжного путешествия