Больше рецензий

nika_8

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

7 марта 2021 г. 18:12

5K

5 Реализм и романтизм в одном флаконе

В романе Энн Бронте встречаются две литературные формы - эпистолярная и дневниковая, которая занимает большую часть. Рассказанная история оставляет простор для воображения, так как мы узнаём о событиях из двух крайне субъективных источников - писем Гилберта Маркхема своему зятю и другу и дневниковых записей Хелен.
Книга показалась мне противоречивой. С одной стороны, она вызывает наполненные жизнью образы - открытые пространства и гуляющие сквозняки, лаконичная красота северного моря, чувство освобождения и возможность начать всё сначала. С другой, главные герои - Хелен Хантингдон и Гилберт - не чужды ханжества и нередко предаются менторским нравоучениям. Это можно было бы списать на эпоху, если бы они прикладывали своё мировоззрение только к своим поступкам, но нет. И успешный молодой фермер, и молодая художница наставляют других и даже дают им матримониальные советы.

спойлер
Так, Хелен безапелляционно утверждает, что леди Лоуборо совершенно не любит своих детей. У неё имеются на это основания, но тем не менее думаешь, не много ли она на себя берёт?.
Или Гилберт, который напыщенно наставляет своего приятеля, на ком ему не стоит жениться. Трудно удержаться, чтобы не отреагировать «какого… ты вмешиваешься в чужую личную жизнь?»
свернуть

Неоднозначность личности миссис Хелен Хантингдон складывается из множества элементов.
В ней вызывают симпатии волевой характер, вера в свою правоту (к примеру, то, как она воспитывает своего маленького сына), любовь к жизни и стремление к счастью, несмотря ни на что.
Но её частые рассуждения о Боге, загробной жизни и геенне огненной, так же как и её наставительный тон, аккумулируются и в какой-то момент начинают несколько раздражать.

Итак, в довольно мрачном доме в уединённой сельской местности поселилась молодая вдова. Она, вместе с маленьким сыном Артуром и помощницей по хозяйству, ведёт замкнутый образ жизни и сама зарабатывает на жизнь рисованием картин. Даже в церковь героиня ходит редко, боясь надолго оставить своего мальчика. Гиперопека? А может быть, внешне почти невозмутимая Хелен продолжает страдать после потери мужа? Или прелестная незнакомка хранит какой-нибудь секрет?
Местные жители, среди которых и почтенная матушка Гилберта, задаются вопросом, нет ли у новой соседки тайного сердечного друга.
Только Гилберт упрямо отрицал все слухи, порочащие репутацию Хелен, пока его вера не была поколеблена одним инцидентом. После чего следует череда событий, среди которых и один, шокирующий по сегодняшним меркам, акт агрессии. В результате в руках страдающего от душевных мук мужчины оказывается дневник таинственной незнакомки. Благодаря ему мы и окажемся сопричастными тому, что тщательно скрывала Хелен, и узнаем мотивы её поступков.

Роман поднимает несколько важных для своего времени вопросов.
Хелен, оказавшаяся в ловушке абьюзивного брака, может вызывать гамму чувств, но, независимо от того, нравится она нам или нет, отношение к ней супруга не имеет оправданий.
Пытаться переносить часть ответственности на героиню означает нивелировать психологическое и эмоциональное насилие, в атмосфере которого её заставил жить муж. Мистер Хантингдон в течение нескольких лет навязывает супруге собственные правила игры.

спойлер
Он заставляет Хелен жить под одной крышей со своей любовницей и оказывать гостеприимство его друзьям-собутыльникам.
свернуть

Последней каплей, вероятно, стало обращение супруга с их сыном. Хелен боится последствий тлетворного влияния отца, который, кажется, хочет вырастить из мальчика свою копию.
Какие опции есть у благочестивой женщины XIX века в такой ситуации? Их немного. От Хелен потребуется вся сила её характера и решительность, чтобы выработать «план спасения».
Отчаявшись, героиня понимает, что разъехаться с мужем будет наименьшим из зол. Вероятно, расстаться с женой было бы лучше и для него.
Образу супруга Хелен не хватает глубины, но не лишённый обаяния Хантингдон не кажется совершенно пропащим человеком. Можно допустить, что с другой женщиной он мог бы не превратиться в то, во что он в итоге превратился. Более того, появляется ощущение, что деструктивные отношения с женой, их взаимное непонимание стали теми факторами которые ускорили его падение, в прямом и переносном смыслах.
К тому же у нас есть только версия Хелен. Кто знает, что мог бы рассказать дневник Артура? Какой была их супружеская жизнь его глазами?

Хелен и Артур заключили брак, потому что пожелали быть вместе. Никто их не подталкивал к этому.
Хелен, влюбившись, сама приняла решение выйти замуж за Хантингдона, хотя её от этого отговаривали. У Артура также не должно было быть каких-то «задних мыслей». У его невесты не было большого приданого или влиятельных связей. И тем не менее они, очевидно, не подходят друг другу.
Соединив судьбы, оба партнёра начали работать над тем, чтобы изменить друг друга, сделать другого комфортнее для себя.
Не уверена, что Энн Бронте вкладывала в свой роман именно такой смысл, но, на мой взгляд, история супружества героев - весомый аргумент в пользу разводов, по крайней мере в определённых случаях. Любой другой вариант акцентирует и обостряет их слабости. Артур становится всё упрямее и тираничнее, а в Хелен нарастают назидательность и угрюмость.
Многократные попытки Хелен обуздать натуру супруга провалились. Её чувства и доброй воли недостаточно, чтобы заставить Артура свернуть с опасной дорожки. Он остался глух к её индоктринациям...
Пережив драматические события, героиня всё же смогла сберечь своё право на счастье. Вопреки религиозному страху скомпрометировать свою душу, Хелен не скрывает своих симпатий и не позволяет Гилберту разочароваться в ней.

Роман Энн Бронте, вольно или невольно, получился иконоборческим по ряду параметров.
Возьмём тему гендерных различий в воспитании детей. Так, мать Гилберта уверена, что мальчиков и девочек нужно воспитывать по-разному, и считает правильным потакать прихотям своего старшего сына в ущерб дочери.
Хелен скептически воспринимает подобный дифференцированный подход.

Вы полагаете, что нам следует поощрять наших сыновей познавать все на собственном опыте, а нашим дочерям возбраняется извлекать пользу даже из чужого опыта. Я же хочу, чтобы и те и другие благодаря чужому опыту и привитым с детства высоким принципам заранее научились отвергать зло и выбирать добро, обходясь без практических доказательств того, чем чреваты уклонения с праведного пути.

Ответ в целом сдержанной Хелен показывает, что у неё есть характер.
Другое высказывание сжато характеризует уклон этических норм описываемой эпохи.

Знаешь, Роза, занимаясь хозяйством, следует думать только о двух вещах: делать все наилучшим образом, во-первых, и угождать отцам, мужьям, братьям и сыновьям, во-вторых. А женщины обойдутся и так!

Роза, младшая сестра Гилберта, не скрывает своего критического отношения к одобряемым матушкой поведенческим моделям.
Впрочем, гендерные стереотипы поражают в обоих направлениях. Например, утверждения в духе «мальчики не плачут» могут иметь негативные последствия на годы вперёд.

Роман транслирует идею о том, что не может быть никакого однозначного рецепта благополучия - то, что хорошо и правильно для одних, не работает для других.
Хелен жестоко разочаровывается в мужчинах, затем вновь даёт им и себе шанс, не боится снова открыть сердце и выразить свои желания. В этом отношении в романе много весенних ноток.
Лорд Лоуборо расстаётся с женой, которая его не любит и ему изменяет, и по прошествии времени женится на женщине под сорок, с которой он по-настоящему счастлив. И ему фиолетово, что многие его выбор не одобряют. Да и отношение Хелен к спасению души нельзя назвать традиционным.

Энн Бронте, которая имела несчастье в собственной семье столкнуться с проблемой алкоголизма, показывает, как человек постепенно деградирует под воздействием алкоголя. Долгое время он пребывает в плену иллюзий, что ситуация под контролем и он может остановиться, когда захочет.

Вот что Артур Хантингдон самонадеянно заявлял Хелен в начале их отношений
Потому что не думайте, Хелен, будто я такой уж завзятый любитель вина, — никогда им не был и никогда не стану. Хотя бы потому, что ценю свое здоровье и покой. Я ведь вижу, что тот, кто пьет, половину своих дней мучается, а вторую половину безумствует. К тому же мне нравится наслаждаться жизнью во всей ее полноте, что не дано рабам какого-нибудь одного пристрастия. Не говоря уж про то, что злоупотребление вином портит красоту, — закончил он с самодовольнейшей улыбкой, которая должна была бы вывести меня из себя куда больше, чем вывела.
свернуть

Всё перечисленное выгодно отличает книгу от многих других произведений эпохи. За это мой высший балл, хотя мне и не всё в ней понравилось. Так, ощущается некий смысловой дисбаланс. Финальная часть, где Гилберт многословно рассказывает о развитии своих отношений с Хелен, показалась мне затянутой. При этом многие более существенные и неоднозначные сюжеты описаны излишне сжато и без подробностей.

спойлер
То, как Хелен с сыном удалось в итоге убежать из имения мужа, изложено практически в двух словах. Понятно, какого напряжения ей это стоило, но хотелось бы более глубокого раскрытия темы.
свернуть

Есть здесь и необоснованно романтизированная линия - отношения Милисент и её мужа Хэттерсли. В перерождение Хэттерсли, учитывая его склонности, и счастье пары поверить крайне сложно.

Персонажи, которые мне по-настоящему приглянулись, - очаровательный маленький Артур, сын Хелен, и Роза Маркхем. Девушка остроумна, мила и жизнерадостна.
И в преддверии Международного женского дня спешу вас заверить, что всё в романе кончится хорошо. Зима отступит, снега растают и бутоны новых чувств раскроются.
картинка nika_8

P.S. На минутку представим гипотетическую ситуацию, в которой вы выбираете, почитать ли вам роман Джейн Остин, Шарлотты Бронте или «Незнакомку из Уайлдфелл-Холла». Я бы отдала предпочтение последней книге.

Комментарии


Да,этот роман отчасти опередил время.Я в нем почти все забыла, но в памяти осталась именно решимость Хелен,то что она не стала мириться и совершила решительный шаг.
Ну и конечно ошибки юности описаны хорошо,когда молодые люди не слушают советов старших и наступают на грабли.
Мне вообще стиль писательницы понравился, Агнес Грей тоже вполне симпатичный Роман,в стиле Джейн Эйр


Спасибо большое, что заглянула, Галя! Рада, что наши мнения о романе в целом совпали))
Это моя первая книга у писательницы. Её стиль мне тоже понравился. Была приятно удивлена, потому что ожидала чего-то более скучного :)
Агнес Грей не читала. Думаешь, стоит?


Можно, если тебя тянет на неспешную классику:) Он милый, без особых изысков, о нелёгком труде гувернанток и совсем чуточку романтики под конец.
Мне просто было странно,что третья сестра незаслуженно забыта, ее романы не хуже, чем известные произведения сестриц Бронте.Я читала, что сама Шарлотта виновата в том,что Незнакомку не переиздавали.


Он милый, без особых изысков, о нелёгком труде гувернанток и совсем чуточку романтики под конец.

Спасибо, Галя) Буду иметь роман в виду, если потянет на неспешное повествование.

Я читала, что сама Шарлотта виновата в том,что Незнакомку не переиздавали.

Интересно... не знала об этом.
Мне тоже кажется несколько несправедливым, что Энн часто остаётся в тени своих сестёр.


Ник, заголовок рецензии напоминает... роман Остен: Разум и чувства)
Ох, притягивают меня эти 3 трагические сестры.
Ну, и их брат, не менее трагический и рано погибший в пожаре.
Чем то они напоминают мне 3 сестёр Уолстонкрафт ( Мэри Шелли одна из них).
Помнится, когда статью писал на Клер Клермонт, среднюю сестру, назвал её: Незнакомка)

С одной стороны, она вызывает наполненные жизнью образы - открытые пространства и гуляющие сквозняки, лаконичная красота северного моря, чувство освобождения и возможность начать всё сначала.

Просто очень понравилось, Ник)
Захотелось перекурить и потом продолжить чтение рецензии)

Это можно было бы списать на эпоху, если бы они прикладывали своё мировоззрение только к своим поступкам, но нет.

Вроде у Остен этого полно, нет?)

Спойлер у тебя интересный. И.. грустный. Ничего толком не поменялось с того времени. Всё так же многие из нас судят друг друга. Поспешно.

Итак, в довольно мрачном доме в уединённой сельской местности поселилась молодая вдова. Она, вместе с маленьким сыном

Привет, Бальзак)
Ник, заметила как время диктует форму произведений?
Тогда вот такой сюжет был классическим.
Сейчас, например в фильмах: молодая семья въезжает в купленный домик в глуши и... понеслось)

Даже в церковь героиня ходит редко, боясь надолго оставить своего мальчика. Гиперопека?

Голос и ладонь Ники показалась за кулисами 19 века и снова в тень ушла)
Персонажи удивлённо оглянулись и переглянулись.

А может быть, внешне почти невозмутимая Хелен продолжает страдать после потери мужа? Или прелестная незнакомка хранит какой-нибудь секрет?

Умеешь интриговать)
Ага, в книгах женщин того времени и нет секрета. Ну да)

Пытаться переносить часть ответственности на героиню означает нивелировать психологическое и эмоциональное насилие, в атмосфере которого её заставил жить муж.

Спасибо, Ник.

Хм... второй спойлер напомнил странные семейные отношения Бунина)

Какие опции есть у благочестивой женщины XIX века в такой ситуации? Их немного. От Хелен потребуется вся сила её характера и решительность, чтобы выработать «план спасения».

Какой же смелый для того времени роман, Ник.
Прям горжусь Бронте.
Мужчины о таком не писали. И это.. стыд.
Прям стыдно за мужчин.

К тому же у нас есть только версия Хелен. Кто знает, что мог бы рассказать дневник Артура? Какой была их супружеская жизнь его глазами?

Ах, эта милая объективность Ники)

соединив судьбы, оба партнёра начали работать над тем, чтобы изменить друг друга,

Что-то я подустал вечером: прочитал как: изменить друг другу)

Он остался глух к её индоктринациям...

Ну, тут Ника умеет добить такими словечками и так растерявшегося человека))

За это мой высший балл, хотя мне и не всё в ней понравилось.

Нравится мне твой подход к чтению, Ник.
Вообще, это много говорит о культуре чтения.

Заключительные строки до p.s. очаровательны)
Да и p.s.
Никуш, прелестная рецензия вышла, спасибо!

Чудесного вечера тебе)


Вроде у Остен этого полно, нет?)

Саш, да. Но в образах Хелен и Гилберта, на мой взгляд, назидательность местами была в особо концентрированном виде. Других романов Энн не читала, поэтому не знаю, насколько для неё характерно так прописывать положительных героев)

второй спойлер напомнил странные семейные отношения Бунина)

И правда, метко ты подметил некоторое сходство)

Что-то я подустал вечером: прочитал как: изменить друг другу)

:) Ну, и я в рецензии могла бы допустить такую оговорочку по Фрейду)) Муж, кстати, декларировал, что ему неважно, верна ли ему жена... но, думаю, это только слова. Он понимал, что она вряд ли что-то себе позволит в этом отношении.

Прям стыдно за мужчин.

Наверное, им было в каком-то смысле сложнее писать о таком... Да и женщины вроде бы редко поднимали такие болезненные темы... "Незнакомка" как раз приятное исключение.

Огромное спасибо за интересный комментарий, Сашуль! Ты всегда очень добр к моим рецензиям :) И тебе прекрасного вечера))


Начинала знакомство с Энн с "Агнес Грей" и была несколько разочарована: книга показалась скучноватой и чересчур предсказуемой даже в рамках своего жанра, а героиня - пресноположительной до нудности.
После этого не было особенного желания возвращаться к автору, но... "Незнакомка..." оказалась прекрасной)) прочитала практически на одном дыхании. И да, хоть в самой книге вообще, и в героине в частности не все нравится, но абсолютно солидарна в том, что это очень смелая книга, поднимающая вопросы, которые не принято было поднимать. Здесь точно есть чем проникнуться, о чем подумать, о чем мысленно поспорить с героями, прокручивая в голове различные ситуации и пытаясь найти приемлемый вариант... И это очень здорово, именно этого, в большинстве случаев, я жду от книги: чтобы мне не было все равно.
Хотя не уверена, что соглашусь с P. S.)) Все эти книги по-своему хороши и мне трудно выбрать между ними. Хотя, если с точки зрения актуальности, то, пожалуй, да)

Спасибо за рецензию!


а героиня - пресноположительной до нудности.

Могу представить пресноположительность)

И это очень здорово, именно этого, в большинстве случаев, я жду от книги: чтобы мне не было все равно.

Согласна с тобой (можно на "ты", да?). Если история вызвала отклик, это уже большое дело... Я вот в последнее время замечаю, что книги всё чаще оставляют меня равнодушной)

Все эти книги по-своему хороши и мне трудно выбрать между ними.

Ну, это я так, по следам свежих впечатлений написала :) Не так давно читала "Разум и чувства" у Остин, и он мне тоже понравился)

Спасибо большое за внимание и отклик!


Она способна свести с ума своими мягкими увещеваниями))

можно на "ты", да?

Конечно, и даже нужно!)

Я вот в последнее время замечаю, что книги всё чаще оставляют меня равнодушной

Да, такое нередко случается, даже несмотря на то, что стараешься выбирать то, что потенциально должно "зацепить". Но не всегда срастается.
К Остин у меня вообще особое отношение - как возвращение к чему-то теплому и прекрасному, ГиП перечитывала какое-то немыслимое количество раз, просто чтобы еще раз погрузиться и создать у себя определенное настроение))


Она способна свести с ума своими мягкими увещеваниями))

:)

Но не всегда срастается.

Да уж...

С праздником!)


Взаимно))


Ника, наконец-то я добралась до твоей рецензии на "Незнакомку" ))) Как всегда, прочитала с большим интересом!
Меня немного удивило, что ты поставила книге максимальную оценку. Хотя я поняла твои резоны и согласна, что роман очень смелый для своего времени.
Роман читала довольно давно, но вот с этим могу уверенно согласиться

Вероятно, расстаться с женой было бы лучше и для него.

Да, оправданий поведению мужа нет, но Хелен со своими нравоучениями только делала все хуже. Помню, что меня раздражало ее ханжество. Но вот это делает ее привлекательной героиней:

Хелен жестоко разочаровывается в мужчинах, затем вновь даёт им и себе шанс, не боится снова открыть сердце и выразить свои желания.

И ее решительность тоже, конечно.

почитать ли вам роман Джейн Остин, Шарлотты Бронте или «Незнакомку из Уайлдфелл-Холла».

Все-таки ты не очень любишь Остин ))

Спасибо большое, Ника! :)


Кристин, тебе спасибо большущее, что нашла время и заглянула!) Я тебе очень рада)) Как ты знаешь, твои комментарии я всегда читаю с неподдельным удовольствием!)

ты поставила книге максимальную оценку.

Да. Это именно за смелость и остроту романа. Даже сегодня некоторые описываемые там моменты резонируют...
Вроде я даже слышала, что вскоре после выхода "Незнакомки" начались какие-то прогрессивные подвижки в брачном законодательстве в Великобритании. Не стала это отмечать в рецензии, потому что это неточно, я могу что-то напутать
А если брать с точки зрения, буду ли я его когда-нибудь перечитывать, то вряд ли)

но Хелен со своими нравоучениями только делала все хуже.

Согласна... Но, скажи, разве тебя не раздражал Гилберт с его нравоучениями и непрошенными советами (например, те, которые он давал брату Хелен)? Да и то, как он муторно в конце описывал свои чувства...

Ещё раз спасибо тебе, Кристиночка!)


твои комментарии я всегда читаю с неподдельным удовольствием

:)))

Но, скажи, разве тебя не раздражал Гилберт с его нравоучениями и непрошенными советами (например, те, которые он давал брату Хелен)?

Раздражал) Просто я уже не помню деталей, но ты мне хорошо напомнила про его занудные рассуждения... Вообще-то Гилберт мне показался довольно бесцветным героем, о котором и помнить не очень хочется ))
Ника, забыла вчера спросить у тебя

и необоснованно романтизированная линия - отношения Милисент и её мужа Хэттерсли. В перерождение Хэттерсли, учитывая его склонности, и счастье пары поверить крайне сложно.

Про них, честно, толком ничего не помню. Почему в его перерождение нельзя поверить?


о котором и помнить не очень хочется ))

Понимаю тебя :)

Почему в его перерождение нельзя поверить?

Там речь идёт об абьюзе, притом физическом.

спойлер
Так, описывается отвратительная сцена домашнего насилия, когда этот Хэттерсли, предварительно выпив, силой не даёт жене уйти.
свернуть

Мне после такого трудно поверить, что у них всё может наладиться... И из косвенных намёков можно предположить, что эта сцена и такое поведение мужа - отнюдь не что-то исключительное.

Доброго тебе вечера, Кристин))


Кстати, Кристин, понимаю, что ты уже давно читала... но интересно, какую бы ты оценку поставила этому роману?)


И из косвенных намёков можно предположить, что эта сцена и такое поведение мужа - отнюдь не что-то исключительное

Печалька... Я об этом совсем забыла. Спасибо за разъяснения, Ника.

какую бы ты оценку поставила этому роману?)

Сложно сказать, наверно все-таки четверку бы поставила. Но это мои старые впечатления. Возможно, сегодня я бы увидела многое в романе иначе, поняла бы его глубже)